"Все сгорело". Как судебные эксперты помогают установить причину пожара
01.04.2015 21:42
—
Новости Мира
Помощь экспертов обычно требуется в тех случаях, когда обстоятельства случившегося не очевидны. И уж точно без специалистов не обойтись при расследовании уголовных дел, связанных с пожарами. Существует ли для эксперта понятие "все сгорело", какими под микроскопом предстают следы короткого замыкания и все ли случаи возгораний изучены, корреспондент агентства "Минск-Новости" узнавал в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по городу Минску.
Главный эксперт говорит, что обнаружение на пепелище электроприбора с признаками короткого замыкания еще ничего не значит:
Пару лет назад Александру Балобану довелось выезжать в частный сектор в границах ул. Брестской и ул. Лейтенанта Кижеватова. Здесь под утро сгорел дом. Погибли мать и ее взрослая дочь. Потенциальных источников возгорания в жилище хватало: три холодильника, газовая плита, обогреватель. Очаг пожара обнаружили в комнате, где постоянно никто не проживал.
– Вопросы, которые исходя из конкретного происшествия нам ставят органы дознания, следствия или суд, сводятся к установлению очага и причины возгорания, условий его возникновения и протекания. Также они касаются времени, путей распространения огня и продуктов горения, – рассказал главный эксперт отдела специальных экспертиз УГКСЭ по Минску Александр Балобан.
По его словам, в идеале эксперт должен побывать на месте чрезвычайной ситуации, но это не всегда удается. Иногда приходится работать по материалам дознания – с собранной о чрезвычайной ситуации информации. В помощь специалисту – фотоснимки, схема пожара, объяснения очевидцев, протокол осмотра места происшествия, где описывается картина случившегося, указываются участки наименьших и наибольших повреждений, то, что уцелело, места изъятия объектов.
По горящим следам
В начале 2014 года случился пожар в магазине на пр. Победителей недалеко от Дворца спорта. Многое о происшествии удалось узнать благодаря системе видеонаблюдения. Возгорание произошло утром в холодном цеху, где пол, стены обложены керамической плиткой, а из обстановки – металлические столы да холодильное и морозильное оборудование. Возле него после короткого замыкания пламя и разгорелось – камера видеонаблюдения запечатлела вспышки, похожие на всполохи сварки.
– Когда под подозрение попадают электрические проводники, найденные на месте происшествия, их фрагменты изучаем в лаборатории. Особое внимание – участкам с оплавлениями. Готовим металл для исследования и помещаем образцы под микроскоп. Рассматриваем структуру меди, по характерному рисунку определяем: короткое замыкание произошло до пожара и могло привести к нему или стало его следствием, – продолжил Александр Балобан.
В случае с магазином эксперты сделали вывод: возгорание случилось из-за теплового проявления электрического тока в месте установки холодильника и морозильника.
Главный эксперт говорит, что обнаружение на пепелище электроприбора с признаками короткого замыкания еще ничего не значит:
– Мы сопоставляем многие факторы. Например, была ли техника включена в электрическую сеть, как вообще попала в помещение. Возможно, давно испорченное устройство хозяин жилья просто хранил в квартире: авось в хозяйстве пригодится. А истинная причина пожара в чем-то другом.
Пару лет назад Александру Балобану довелось выезжать в частный сектор в границах ул. Брестской и ул. Лейтенанта Кижеватова. Здесь под утро сгорел дом. Погибли мать и ее взрослая дочь. Потенциальных источников возгорания в жилище хватало: три холодильника, газовая плита, обогреватель. Очаг пожара обнаружили в комнате, где постоянно никто не проживал.
– Отсюда из-под крыши изначально шел дым. Здесь же имелись следы наибольших термических повреждений: в частности, толстые деревянные балки огонь уничтожил полностью, хотя в других частях дома перекрытия только обгорели. Следствие тогда исключило версию поджога. Бытовая техника тоже оказалась вне подозрений, – рассказал главный эксперт.
Результаты обследования места пожара и анализ обстоятельств происшествия указывали на то, что его причиной стал занесенный источник открытого огня. Косвенно это подтверждала информация, полученная от родных погибших: дочь курила, в том числе в комнате, откуда и стал распространяться огонь. Тогда не удалось точно установить, зажженная ли спичка или непотушенная сигарета привела к трагедии. Их, если они и были, уничтожил огонь.
– Для эксперта нет понятия "все сгорело". Остаются хоть какие-то материальные объекты. К тому же в Минске подразделения МЧС прибывают оперативно и ликвидируют возгорания, которые зачастую имеют локальный характер, – отметил Александр Балобан.
По словам специалиста, даже из остатков сгоревшего авто или холодильника можно добыть важную информацию. Существуют инструментальные методы и оборудование для определения длительности температурного воздействия на металл. Где горение происходило дольше, там и очаг. Обнаружив его, можно определять круг возможных причин, постепенно сужая его, отмечает эксперт.
Внутреннее сгорание
– Особенно непросто выяснять причины пожара в автомобилях. Они сложны в конструктивном исполнении, энергонасыщенны, в них есть горючие материалы и отсутствуют противопожарные преграды. Мало того, владельцы стремятся дооснастить железных коней всевозможным оборудованием, подключаемым к электросети авто. Аварийный режим работы электрики – частая причина возгораний, – продолжил Александр Балобан.
Еще чрезвычайные ситуации нередко происходят из-за разгерметизации топливной системы. Чаще всего в движении: горючее попадает на нагретые части двигателя, выпускного коллектора с последующим воспламенением.
Случаются и поджоги транспортных средств. Однажды на ул. Янки Брыля горели сразу пять машин. Обстоятельства пожара экспертам отчасти прояснила запись камеры видеонаблюдения.
– На ней видно, как неизвестный человек будто бы вылил под одно из авто какую-то жидкость. Затем в буквальном смысле приложил к ней руки – вещество воспламенилось. Возможно, он использовал спичку или зажигалку. Качество изображения не позволило разобрать детали, – рассказал представитель УГКСЭ по Минску.
Чтобы пролить свет на происшествие, была назначена комплексная пожарно-техническая и химическая экспертиза.
– Обычно из-под сгоревшей машины не изымаем образцы грунта. Ведь из поврежденных огнем патрубков, шлангов на поверхность в любом случае выльется топливо, технические жидкости. Но тут интуиция подсказала, что стоит исследовать участок асфальта под дизельной машиной, с которой и начался пожар. И действительно, эксперты-химики обнаружили на изъятых объектах бензин. Версия с поджогом окончательно подтвердилась, – добавил собеседник.
Особняком стоят пожары, вызванные ДТП. Работу эксперта усложняют повреждения, полученные машиной при столкновении.
В сентябре 2013 года в аварии на МКАД погибла молодая супружеская пара. Тогда в заднюю часть стоявшей малолитражки врезался грузовик. Легковушку охватило пламя. Выяснилось, что в результате удара воспламенилось горючее из разрушившегося топливного бака. В него вмялись металлические конструкции авто, в том числе часть выпускной системы.
Недавний случай оказался уникальным в практике Александра Балобана и по-настоящему удивил. Изучать пришлось проказы электрики почти нового авто. Возгорание произошло в месте подключения одного из датчиков парктроника – небольшого цилиндра в заднем бампере.
Неожиданное коварство проявила песчано-соляная смесь. Она во время поездок попадала на контакты. Вода из раствора постепенно выпаривалась: этому способствовали оттепели и глушитель, нагревавшийся выхлопными газами. Со временем между разнополярными проводниками образовался соляной мостик.
– Создались условия для протекания по нему тока короткого замыкания. Причем с такой особенностью предохранители в машине не срабатывают. В итоге создававшийся дополнительный нагрев в какой-то момент перешел в возгорание, – продолжил собеседник.
Еще одна история с автомобилем столкнула лбами представителей ряда известных производителей машин, узлов и агрегатов к ним. Специалистам сервисного центра не терпелось узнать, что привело к пожару.
При осмотре сгоревшего авто удалось точно установить, что силовой провод при монтаже оказался зажат стальным топливопроводом. Во время езды изоляция перетерлась – произошло короткое замыкание, что и стало причиной пожара. К чисто технической на первый взгляд проблеме привел все тот же человеческий фактор.