Затопление и наказание: как судили виновников крупных кораблекрушений
12.02.2015 19:08
—
Новости Мира
11 февраля 2015 года в Италии завершился длившийся почти три года громкий судебный процесс по делу о крушении лайнера Costa Concordia. Экс-капитана приговорили к 16 годам тюрьмы, а также к выплате крупной компенсации и штрафов. Как в мире судили виновников крупных кораблекрушений, читайте в специальном материале ТАСС.
Капитан судна Фраческо Скеттино был признан виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек, погибших в результате катастрофы, потоплении лайнера, а также в том, что покинул судно до окончания эвакуации всех, находившихся на борту. Экс-капитана приговорили к 16 годам тюрьмы, а также к выплате крупной компенсации большой группе пассажиров и огромных штрафов ряду государственных учреждений, в том числе областной администрации Тосканы и министерству по охране окружающей среды.
31 августа 1986 года в Черном море на выходе из Цемесской бухты близ Новороссийска столкнулись сухогруз "Петр Васев" и пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", на борту которого находились 1 234 пассажира и членов экипажа. Погибли 423 человека (359 туристов и 64 моряка).
Причиной крушения были названы грубые ошибки, допущенные капитанами обоих судов при маневрировании. В марте 1987 года капитаны "Адмирала Нахимова" и "Петра Васева" Вадим Марков и Виктор Ткаченко были осуждены на 15 лет лишения свободы.
Причинами аварии были названы плохие погодные условия, перегруженность судна и ошибки в его технической эксплуатации - паром изначально был разработан для плавания исключительно в прибрежных водах и не предполагал выходов в открытое море.
Капитану Ли Чжун Соку, который покинул паром одним из первых, были предъявлены обвинения в убийстве, халатности при исполнении служебных обязанностей и в нарушении правил морских перевозок. Ему грозила смертная казнь, троим членам экипажа судна - пожизненное заключение, еще одиннадцати - тюремные сроки от 15 до 30 лет. Трагедия с паромом Sewol вызвала волну критики в адрес правительства страны Республики Корея и лично президента Пак Кын Хе. Многие корейцы посчитали президента ответственной за отсутствие эффективной системы оперативного и слаженного реагирования на кризисную ситуацию.
Капитан судна Фраческо Скеттино был признан виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек, погибших в результате катастрофы, потоплении лайнера, а также в том, что покинул судно до окончания эвакуации всех, находившихся на борту. Экс-капитана приговорили к 16 годам тюрьмы, а также к выплате крупной компенсации большой группе пассажиров и огромных штрафов ряду государственных учреждений, в том числе областной администрации Тосканы и министерству по охране окружающей среды.
Сам Скеттино в последнем слове заявил, что он стал "жертвой экономических интересов" и на процессе должен был предстать не он один, а целая "организация", которая не соблюдала нормы безопасности.
Столкновение "Петра Васева" и "Адмирала Нахимова": помилование после 15 лет тюрьмы
31 августа 1986 года в Черном море на выходе из Цемесской бухты близ Новороссийска столкнулись сухогруз "Петр Васев" и пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", на борту которого находились 1 234 пассажира и членов экипажа. Погибли 423 человека (359 туристов и 64 моряка).
Причиной крушения были названы грубые ошибки, допущенные капитанами обоих судов при маневрировании. В марте 1987 года капитаны "Адмирала Нахимова" и "Петра Васева" Вадим Марков и Виктор Ткаченко были осуждены на 15 лет лишения свободы.
В 1992 году они были помилованы.
Гибель сенегальского парома Le Joola: отставки и аресты
В ночь с 26 на 27 сентября 2002 года у берегов Гамбии во время сильного шторма затонул сенегальский пассажирский паром Le Joola. На борту судна, рассчитанного на перевозку не более 580 пассажиров и членов экипажа, находились около 2 тыс. человек. По официальным данным, погибли 1863 человека. Спастись удалось лишь 64 пассажирам.
Причинами аварии были названы плохие погодные условия, перегруженность судна и ошибки в его технической эксплуатации - паром изначально был разработан для плавания исключительно в прибрежных водах и не предполагал выходов в открытое море.
Несколько чиновников, на которых была возложена ответственность за трагедию, были отправлены в отставку. В то же время, в ходе расследования не было возбуждено ни одного уголовного дела, спустя год оно прекратилось. Отдельное расследование об обстоятельствах крушения парома Le Joola проводилось во французском суде, так как среди погибших было 22 гражданина Франции, семьи которых обратились с исками к сенегальскому правительству.
В сентябре 2008 года был выдан международный ордер на арест девяти высокопоставленных госслужащих Сенегала, включая бывшего премьер-министра Мам Мадиор Бойе и начальника генштаба Вооруженных сил Бабакара Гайе. Власти Сенегала раскритиковали это решение, назвав его вмешательством во внутренние дела страны. В начале 2010 года кассационный суд Франции отменил два из девяти ордеров на арест по делу о крушении.
ЧП с судном al-Salam Boccaccio 98: заочный срок
3 февраля 2006 года в Красном море в 80 км от Хургады затонул египетский паром al-Salam Boccaccio 98, направлявшийся из Дубы (Саудовская Аравия) в Сафагу (Египет). На его борту было 1 415 человек, в том числе паломники, возвращавшиеся из Мекки, а также египетские рабочие. Погибли более 1 тыс. человек.
Причиной крушения стал пожар в грузовом отсеке, большое число жертв было вызвано непрофессиональными действиями экипажа, который пытался тушить пожар морской водой. Она скопилась в трюме, паром резко накренился и затонул.
В марте 2009 года апелляционный суд Сафаги признал владельца судна Мамду Исмаила виновным в непредумышленном убийстве, приговорив его к семи годам тюрьмы. Приговор был вынесен заочно, поскольку обвиняемый покинул Египет и, предположительно, находится в Европе.
Крушение теплохода "Булгария": 33.5 года и одна амнистия на пятерых
10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонул двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария". Катастрофа произошла в 2,5 км от берега. В условиях шторма судно получило крен вправо и за несколько минут ушло на дно. Погибли 122 человека, в том числе 22 ребенка, выжили 79.
В связи с гибелью "Булгарии" уголовные дела были возбуждены в отношении пяти человек.
7 июля 2014 года Московский районный суд Казани приговорил гендиректора ООО "Аргоречтур", субарендатора судна Светлану Инякину к 11 годам лишения свободы, старшего помощника капитана "Булгарии" Рамиля Хаметова - к 6,5 года, бывшего главного госинспектора казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владислава Семенова - к 5 годам, начальника казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева - к 6 годам, старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова - к 5 годам. Его амнистировали и освободили в зале суда.
Катастрофа парома Sewol: 36 лет тюрьмы
16 апреля 2014 года у юго-западного побережья Корейского полуострова вблизи острова Чиндо затонул южнокорейский паром Sewol, следовавший из порта Инчхон на остров Чеджудо. В день трагедии на борту парома находились 476 пассажиров и членов экипажа, в том числе 325 учащихся школы Danwon High School в городе Ансан. В результате катастрофы погибли 304 человека, в том числе один гражданин РФ - Вячеслав Серков. Спасенный замдиректора школы Danwon High School покончил жизнь самоубийством. В ходе спасательных работ погибли двое водолазов, военный моряк и пятеро спасателей. Общая сумма расходов на возмещение ущерба была оценена в 600 млн долларов.
После катастрофы по решению суда были арестованы капитан судна Ли Чжун Сок и двое его помощников. В ходе расследования выяснилось, что в момент аварии у штурвала находилась неопытная 25-летняя женщина-штурман, которая не смогла справиться с управлением. В результате поворота на 15 градусов произошло смещение груза, перевозившегося паромом. Это привело к резкому крену на левый борт и опрокидыванию судна.
Капитану Ли Чжун Соку, который покинул паром одним из первых, были предъявлены обвинения в убийстве, халатности при исполнении служебных обязанностей и в нарушении правил морских перевозок. Ему грозила смертная казнь, троим членам экипажа судна - пожизненное заключение, еще одиннадцати - тюремные сроки от 15 до 30 лет. Трагедия с паромом Sewol вызвала волну критики в адрес правительства страны Республики Корея и лично президента Пак Кын Хе. Многие корейцы посчитали президента ответственной за отсутствие эффективной системы оперативного и слаженного реагирования на кризисную ситуацию.
27 апреля 2014 года премьер-министр страны Чон Хон Вон был вынужден подать в отставку. Президент Пак Кын Хе приняла ее с условием, что Чон Хон Вон продолжит исполнять обязанности до назначения нового премьера. Однако попытки президента найти нового главу правительства оказались безуспешными, и 26 июня 2014 года Чон Хон Вон был оставлен на своем посту.
11 ноября 2014 года капитан Ли Чжун Сок был приговорен судом к 36 годам тюрьмы.