Что ждет туристический рынок России в новом году?
Москва, 5 января. Туристический рынок России к марту будущего года уменьшится в размерах. Количество компаний сократится минимум на треть – такой прогноз дает Ассоциация туроператоров России.
Турпоток практически по всем направлениям уже уменьшился на треть, даже на традиционно прибыльные новогодние туры. Кризис в этой области спровоцировало падение курса рубля, которые вынуждает россиян экономить на путешествиях. Кроме того, туроператорам пока не удалось восстановить доверие покупателей после массового летнего банкротства турфирм. Подробнее эту тему ведущий телеканала «МИР 24» обсудил с проректором по научной работе Московского государственного Института индустрии туризма им. Сенкевича Александром Бандуриным.
Какие направления у российских туристов пользуются наибольшей популярностью в зимний период?
А.Б.: Традиционно, это два направления. Европа, и страны, где можно отдохнуть на пляже, то есть это Таиланд, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, то есть, где в принципе можно отвлечься от зимы.
С другой стороны, на север тоже многие едут, где можно покататься на лыжах, то есть, это горнолыжные курорты и т.д. На мой взгляд, больше едут на юг, потому что туда визы не нужны. На север же нужен «Шенген», и не все могут его получить. Поэтому север у нас – более дорогой и статусный вид туризма. Простые люди предпочитают, в основном, ехать на юг.
С вашей точки зрения, этот прогноз о снижении туристической активности россиян этой зимой чем вызван?
А.Б.: Причин несколько. Первая причина – изменится курс (рубля) и никто, в том числе и со стороны туроператора, сейчас не хочет заранее платить какие-то непонятные деньги в евро или в долларах за путевки, которые потом могут быть не выкуплены. Потому что традиционно, если говорить о деятельности туроператоров, их преимущество было в том, что за счет покупок блоков мест, они получали большую скидку от транспортных и гостиничных компаний. За счет этого они могли устанавливать цену на индивидуальное путешествие, то есть, когда вы бронируете через туроператора, у вас есть возможность получить небольшую скидку.
Сейчас такая возможность у туроператоров существенно сократилась, поскольку сократилось финансовое плечо, то есть раньше они могли кредитоваться, и зарубежных банках, и в наших банках. Сегодня, в связи с сокращением финансового маневра, сократились бронирования. И если раньше туроператоры могли взять на себя часть риска, то есть направление со стопроцентной уверенностью посещения они брали в полном объеме, и могли взять какие-то направления с 50%-ной загрузкой с надеждой на «горящие путевки» и т.д.
Сейчас такие 50% или 70%-ные направления туроператоры стараются вообще не бронировать. То есть, сокращается само предложение, опять же, в связи с валютными колебаниями, с проблемами санкций. Парадоксальная ситуация: существуют формальные и неформальные запреты на выезд чиновников в страны, которые объявили санкции, - они тоже составляли большую долю платежеспособного спроса. И, естественно, сокращение спроса тоже наблюдается. Получается, что у нас рынок «схлопывается» с обеих сторон…
Полную версию интервью с Александром Бандуриным смотрите в видеролике в начале этой страницы.