Итоги-2014: лучшие спектакли за год

Источник материала:  
30.12.2014 16:53 — Новости Мира

Москва, 25 декабря. Конец года – традиционная пора подводить итоги и воздать должное лучшим. И пока российское кино в массе своей заставляет лить слезы, отечественный театр демонстрирует бурную творческую активность. «МИР24» выбрал лучшие спектакли, поставленные в уходящем году, разные, но неизменно заслуживающие быть увиденными.

«Мертвые души» Кирилла Серебренникова, «Гоголь-центр»

Кирилл Серебренников на пути освоения русской классики дошел до «Мертвых душ». Действие в спектакле происходит в обитой фанерой конструкции, всем видом напоминающей гроб. Все роли играют мужчины - закончив одну партию, отходят чуть вглубь, тут же переодеваются и снова, уже в другом образе, выходят на авансцену. Русь гоголевская перекликается с Русью современной. Так, в одной из сцен борзые щенки Ноздрева превращаются в борзых «братков». Спектакль смог сделать невозможное: объединить любителей современного театра и тех, у кого он вызывает аллергическую реакцию. Когда в конце на авансцену выйдут персонажи и заунывно пропоют: «Русь, чего ты хочешь от меня?» – сердца дрогнут и у тех, и у других.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» Константина Богомолова, Театр Наций

С именем Константина Богомолова связано рекордное число скандалов: то голую женщину к распятию поставит, то хор Дартов Вейдеров в «Карамазовых» выведет. Режиссер, очевидно, никакой реакции не боится. Он поставил «Гаргантюа и Пантагрюэль», где темы половой жизни и испражнений, что называется, раскрыты полностью. Вот на сцене сидят Виктор Вежбицкий с Сергеем Чонишвили и чинно рассуждают о гульфиках и фекалиях. В одной из сцен актриса на вопрос, как ей все происходящее, отвечает: «Позор, и это показывают в центре Москвы!» – и уходит из зала, гневно хлопнув дверью. Те, кто не последуют ее примеру, увидят один из лучших фарсов в современном театре.

«Репетиция оркестра» Андрея Стадникова, «Присутствие» Семена Александровского, «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова, Театр на Таганке

Вызвать гнев публики можно не только с помощью обсуждения детородных органов и испражнений. Оказывается, формальные приемы могут шокировать не меньше. Это доказали спектакли молодых режиссеров в Театре на Таганке.

В год своего 50-летия легендарный театр отдали так называемой «Группе юбилейного года» – режиссерам Андрей Стадникову, Семену Александровскому и Дмитрий Волкострелову и художнице Ксенией Перетрухиной. Стадников поставил «Репетицию оркестра» - документальный спектакль о Таганке через рассказы уборщиц, костюмерш и пожарных. Александровский – «Присутствие», историю легендарного спектакля Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана». А Дмитрий Волкострелов в спектакле «1968. Новый мир» перенес на сцену не пьесу, но журнал, и отразил главные настроения этого знакового года. Хотя на сцене не обнажались и сальностей не говорили, «Позор!» из зала кричали так же часто, как на спектаклях Богомолова, а такие возгласы – это едва ли не показатель интересного спектакля. Единственное, что печально: с окончанием юбилейного года закончилась и жизнь спектаклей, посмотреть их будет можно разве что на «Золотой маске».

«Декалог на Сретенке» Никиты Кобелева, Театр им. Маяковского

Другого рода эксперимент предлагает режиссер Никита Кобелев, вместе с драматургом Сашей Денисовой создавший спектакль «Декалог на Сретенке». Жанр постановки определен как «бродилка в 10 заповедях». Зрители не зафиксированы в одном месте, но перемещаются между локациями, где увидят самых разных героев: старожилов, проституток и следователей на допросе – каждая из таких встреч привязана к библейской заповеди. Такой тип спектаклей получил название «променад». Другой его пример – «Норманск» Юрия Квятковского в Центре Мейерхольда, в котором занят весь театр, от гардеробных до подвалов.

«Пьяные» Виктора Рыжакова, МХТ им. Чехова

Драматург Иван Вырыпаев написал «Пьяных» специально для театра в Дюссельдорфе, где пьесу поставил режиссер Виктор Рыжаков. Только после этого спектакль попал в Россию. Отсюда и имена героев, вроде Марка и Розы, и «не наши» реалии. Впрочем, разрыв совсем небольшой, а европейское общество в главных чертах сходится с московским.

Все герои постановки, как следует из названия, очень сильно пьяны, а потому хотят исповедоваться, выяснять отношения, общаться с Богом и любить. Именно это они и будут делать (или хотя бы пытаться) на протяжении спектакля. Спектакль собрал рекордное число МХТовских звезд: Алексей Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Ирина Пегова в их числе. Отдельно стоит сказать о сценографии: наклоненная под углом едва ли не в 40 градусов сцена, по которой движутся персонажи, как нельзя лучше показывает, как выглядит мир, когда ты действительно пьян.

«Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, Театр Наций

Звание главного технического аттракциона года получает спектакль «Гамлет. Коллаж». Постановка канадца Робера Лепажа в Театре Наций, приуроченная к 450-летию со дня рождения Шекспира, готовилась несколько лет. Все действие происходит в супертехнологичном кубе-трансформере, который превращается то в ванную в замке, то в дно пруда, то в бескрайнее звездное небо. Внутри куба происходят еще более волшебные перевоплощения: все роли трагедии исполняет Евгений Миронов. Вот он зашел за тумбу Лаэртом, а через долю секунды вышел уже Офелией. Магия!

«Записки покойника» Сергея Женовача, Стадия театрального искусства

Сергей Женовач уже второй раз ставит Булгакова. В основе «Записок покойника» - одноименный неоконченный роман и фрагменты из ранних произведений писателя, в том числе первой редакции «Белой гвардии». Постановка получила подзаголовок «Сны и кошмары начинающего литератора». Сомневаться, кто является прототипом главного героя, не приходится - роман явно автобиографический. В спектакле СТИ фантазии соединяются с вымыслом, абсурд спокойно и деловито входит в нормальную жизнь, не сняв калош, провести границу между сном и реальностью невозможно. Автобиографическая и двойственность произведений Булгакова получили одно из лучших театральных воплощений.

«О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова, Школа драматического искусства

Дмитрий Крымов – один из главных визионеров российского театра. Спектакли он ставит вместе со своей Лабораторией. «Позднюю любовь» он практически отдал на откуп студентам ГИТИСа. В результате вместо тоскливой провинциальной драмы получился гомерически смешной фарс, где есть место и дискотеке, и мордобою. Отдельные оваций заслуживает игра актеров и прежде всего Марии Смольниковой в роли Людмилы. Ее кустистые брови и быструю речь с запинками зрители будут вспоминать еще долго. Такого Островского они еще не видели!

«Русскiй романсъ» Дмитрия Волкострелова, Театр Наций

Одну из самых интересных постановок 2014-го – «Русскiй романсъ» уже упомянутого экспериментатора Дмитрия Волкострелова – показали под самый конец года, премьера состоялась 29 декабря. Режиссер взялся за русскую классику, но вместо литературных текстов перенес на сцену романс. Приемы все те же: деконструкция произведения с целью снять с него всю накипь и проявить суть. В зале (а сцены в спектакле нет) березовая роща, рояль и актрисы, будто из прошлой эпохи. «Душевный» и «лиричный» – не те эпитеты, которые давали прошлым спектаклям Волкострелова, но они напрашиваются при описании «Русского романса», обещающего быть одной из самых интересных постановок года.

Катя Загвоздкина

←Глава МИД Казахстана обсудил с Эрдоганом военное сотрудничество

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика