Культура-2014: Самые яркие выставки уходящего года

Источник материала:  
29.12.2014 23:01 — Новости Мира

Москва, 29 декабря. Арт-год в СНГ был, без преувеличения, впечатляющим. Любителям прекрасного приходилось разрываться между классикой и современным искусством. В Москву привозили Рубенса, в Санкт-Петербурге гостила «Манифеста» - главный европейский смотр в области современного искусства, в Баку тоже принимали художников со всего света.

Весь год корреспонденты «МИР 24» в России и СНГ посещали самые интересные арт-события и составили список самых ярких выставок уходящего года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Открылось крупнейшее в Центральной России музейное фондохранилище

В 2014 году в Москве главный ньюсмэйкер в сфере прекрасного, по традиции, - Пушкинский музей. Самые масштабные выставки проходили в нем. В греческом зале показывали шедевры эпохи Возрождения, а в итальянском дворике объявили, что продлевают часы работы по пятницам до 21.00 и назвали финалистов проекта по реконструкции музея, в белом же зале показали коллекцию Князя Лихтенштейнского, сообщает корреспондент телеканала Елена Шарова.

Из Лихтенштейна, с любовью. Эту выставку в Пушкинском нельзя было пропустить. Показали 55 полотен фламандских мастеров, среди которых 19 шедевров Питера Пауля Рубенса. Собирать произведения искусства князья Лихтенштейна начали еще в VII веке, и с тех пор их вкусы практически не менялись. Вся коллекция - неделимая собственность семьи и достается всегда старшему наследнику. Об этом свидетельствует специальная печать на центральной работе – например, портрет «Клары Серены Рубенс» - дочери живописца. Картина считается одним из лучших детских портретов в истории искусства.

«Согласно легенде, существующей в княжеском доме, князь Лихтенштейнский, который не только строил дворцы в Вене, собирал произведения искусства, но и был достаточно преуспевающим конезаводчиком (он выводил элитные породы лошадей), выменял эту картину у императора за одну или две необычайно породистых лошадей», - рассказал куратор выставки Вадим Садков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Золотой петушок» вновь на сцене Мариинки

В сфере современного искусства тоже было много событий. Искусствоведам и коллекционерам было куда сходить! В основном, разрывались между Санкт-Петербургом и Москвой.

«Вы знаете, этот год был действительно насыщенным. Был уникальный проект - Олимпийские игры, только в искусстве – «Манифеста», который проводил «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге и стал таким историческим моментом. Потом была биеннале молодого искусства, который делал Музей Москвы и ГЦСИ», - напомнил исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

Действительно, «Манифеста» - самая влиятельная европейская выставка в сфере contemporary art, каждый год меняет площадки, и в 2014 году ее принимал юбиляр – «Эрмитаж». Куратором «Манифесты» стал немец Каспер Кениг. Под его присмотром в «Эрмитаже» появилась вот разрушенная стена от художника Томаса Хиршхорна, на входе мексиканец Франсис Алис установил разбитую «копейку» - символ крушения СССР. Но сам куратор выделял россиянина Павла Пепперштейна и его работу «У Европы проблемы».

«Это показывает политическую ситуацию в мире. Русская матрешка, фигура мусульманина, эта девушка-Европа: что происходит? Где будущее? А здесь русский конструктивизм, но в униформе», - пояснил куратор выставки «Манифеста10» Каспер Кениг.

Одновременно в Москве наступило «Время Мечтать» - это девиз биеннале молодого искусства. Совсем юные художники со всего света соорудили свои инсталляции в Музее Москвы. Чего там только не было! И клетка с попугаем от художника из Камбоджи, и деревянная избушка от команды из Нижнего Новгорода, а также скульптуры и фотоколлажи автора из Казахстана Гульнур Мукажановой. Она создала их как напоминание об утраченных традициях.

«Меня интересовала невинность и наивность восприятия молодых людей. Считается, до 35 лет молодежь мечтает сделать мир лучше, а следующие 30-40 лет тратит на разменивание мечты на мелочи. Я хотел показать, что сегодня все иначе, и молодые люди не только мечтают, они действуют! Своими проектами меняют мир к лучшему», - поделился куратор IV Московской международной биеннале молодого искусства Дэвид Эллиотт.

В параллельной программе биеннале москвичам показали около двадцати проектов молодых художников из Азербайджана. Сразу несколько инсталляций от художника Фархада Фарзалиева. Например, самая трогательная - «Бабушкин словарь». На потертом ковре неоном выведена фраза на азербайджанском: «Почему ты такой худой, тебя что - дома не кормят?» Курировал проект бакинский центр YARAT, у которого много своих выставок. Например, весной они открыли экспозицию «Love Me, Love Me Not» - по-русски - «любит-не любит». Состав был тоже международный. Особенно впечатлил публику проект «Мать народа» от иранского художника Махмуда Бахши: имитация «нефтяного источника», на котором держатся экономики и Ирана, и Азербайджана, и России.

Самые главные экспозиции года, по мнению арт-сообщества, - ретроспектива одного из самых известных российских художников Эрика Булатова в «Манеже» и «История русского перформанса» в «Гараже», который в 2014 году получил статус музея. Это, как раз те события, разговоры о которых не утихают до сих пор.

←Новогодний киномарафон: битва за зрителя

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика