«Все это время у нас не существовало промышленной политики»
Москва, 25 декабря. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности Павел Дорохин дал эксклюзивное интервью «МИР 24», в котором ответил на ключевой для отечественной промышленности вопрос: «Что делать?»
Зампред парламентского комитета рассказал о том, что в скором времени будут созданы промышленные фонды с уникальными кредитными ставками для промышленников, вспомнил ударные темпы правительства Примакова (подъем промышленного производства на 24%), а также подробно рассказал о тотальном подавлении рынка транснациональными корпорациями в области фармацевтики.
«МИНИСТР ДУМАЕТ, А НАМ НЕ ДУМАТЬ НАДО, А ЧТОБЫ НА 30 ЛЕТ У НАС БЫЛ СИСТЕМНЫЙ ДОКУМЕНТ»
- Для вас, как для заместителя председателя промышленного комитета, какие сейчас основные проблемы в рамках сегодняшней экономической ситуации?
- Для нас, прежде всего, это поддержка предприятий отечественной промышленности во всех сферах основных. И главное – это поддержка в вопросах перемодернизации промышленных предприятий: смена станков оборудования, поскольку у нас все устарело на 80%. Это 60е-70-е годы, некоторые 40-х годов. В этой связи мы понимали, что нужно создать системный законодательный акт, который помимо разрозненных целевых программ правительства дал бы перспективу предприятиям. Таким актом стал закон « О промышленной политике РФ», который был принят 17 декабря окончательно во втором и третьем чтении ГД.
- Почему этот акт спасет нашу промышленность и предприятия?
- Потому что у нас все это время не существовало промышленной политики.
- Но комитет ваш существовал все это время. Чем вы занимались?
- Да комитет курировал, министерство промышленности было и есть, а политики не было, потому что планирования не было. Вот вы меня спросите: «Какая у нас будет промышленность через 5 лет?» Мне нечего вам ответить потому, что министр говорит, что здесь он думает так, а здесь по-другому. Он думает, а нам не думать надо, а чтобы на 30 лет у нас был системный документ, в котором есть, как в СССР: пятилетка, шестилетка или что- то еще. Чтобы мы планировали и понимали, что у нас будут выделяться капиталовложения на развитие станкостроения в определенном количестве, потому что нам нужны станки, а сейчас, в период санкций, заговорили об импортозамещении. Самолетов нам нужно для своей промышленности столько, чтобы мы не закупали полностью , как сейчас: у нас 89% рынка западной продукции, только военные самолеты сами делаем , и как мы будем все это финансировать?
Вот законопроект «О промышленной политике» ввел новое понятие «прямые промышленные инвестиционные фонды», которые будут финансировать промышленность, в том числе, на возвратной основе, т.е. кредиты не в банке. Когда ЦБ повышает ставки до 17%, значит до промышленности ставка дойдет до 25%, а американские предприятия – наши конкуренты, если мы хотим конкурировать сейчас , - кредитуют под 3-4% годовых, а некоторые даже 1,7% лет на 10. Когда предприниматель и производственник берет кредит и понимает, что он все себе рассчитает, сколько когда тратить, то это реально развивать промышленность, а под 25 и даже 15, прибыль в промышленном производстве составляет в среднем 7-12% , это связано с долгосрочным оборудованием, вложениями в станки. Поэтому мы договорились с министерством промышленности , что будет создан промышленный фонд, который будет выделять деньги по разным направлениям финансирование будет под 3-4% ставки до 10 лет, минуя банковские нормативы.
- Получается, деньги будет давать государство?
- Да, но это будут возвратные деньги. Если сейчас по целевым программам государство дает из бюджета предприятиям, плюс коррупционные составляющие, казнокрадство, там 30% не доходит. Дальше нужно их освоение жестко контролировать, то тут деньги возвратные, поскольку процент низкий, то руководитель предприятия знает, из чего зарплату можно сделать и закупит оборудование и начнет отдавать этот низкий процент, и, поскольку знает, что все надо отдать через 7-8-10 лет, он все заложит.
Потом мы хотим выделить локомотив. Локомотивом промышленности самым новым у нас был военно-промышленный комплекс, оборонка, поскольку мы за рубеж каждый год продаем в технике вооружений на $15 млрд. Ни одна страна на такую сумму больше продукции не продает.
Следующее – это поддержка отраслей промышленности отвечающих за научный прогресс. С этим будет тяжко, потому что комплектующие все идут из-за рубежа, у нас в это базе практически 100 % зависимость. Есть 2 предприятия силиконовые, но их мало и они не могут все обеспечить. И для всех баз закупают сырье за рубежом. Но здесь мы выстраиваем отношения с Азией, потому что Япония, Китай, Сингапур, они все эти платы производят. И они все, кроме Японии, к санкциям не присоединились.
И плюс поддержка малого и среднего бизнеса, который сейчас в загоне. И законом предусматривается поддержка смежных предприятий, гигантов, транскорпораций. Опять же привлечение их в индустриальные парки, которые будут поддерживаться преференциями, региональное правительство по новому закону будет поддерживать в том числе, потому что уже есть договоренность с регионами. И дополнительными кредитами. Эти предприятия будут освобождаться он налогов первые два года, они смогут быть подрядчиками по производству комплектующих для крупных предприятий. И мы таким образом основную цепочку выстроим : самотехнологичный бизнес – технологическое инновационное производство. За ними будут выстраиваться другие отрасли: судостроение, космонавтика, которая требует реформ, перепрофилирование космической отрасли, автопром.
- Получается, что государство начинает активно контролировать промышленность. Не получится, как в СССР?
- Оборонные предприятия, например, все государственные практически. Есть акционерные предприятия. Но мы считаем, что в крупных стратегических предприятиях, где-то до 50% должна быть акция государства и контроль, чтобы не давать возможность частнику злоупотреблять. Остальное – это акции, в том числе, и зарубежных компаний. В оборонке, конечно, мы это исключаем. А в любых других предприятиях, где есть хорошая отдача, мы будем приглашать зарубежных инвесторов, и сами юридические лица будут регистрироваться и работать, покупать. В этом законе предусмотрен инвестиционный контракт до 10 лет с той зарубежной компанией, которая приходит и хочет построить здесь какой-то завод. Будут записаны преференции по освобождению налогов на какой-то период, закрепление за ним земли, освобождение от НДС с тем , чтобы ему было выгодно. И плюс, это будет не просто распоряжением местных властей, но и сам федеральный закон будет покрывать это. Такого в нашей стране еще раньше не было.
Почему иностранцы боятся? Потому что сегодня одно постановление правительства, а завтра – другое. А федеральный закон будет прямого действия, безотзывной. Это будут гарантии для инвесторов входить в состав в число наших предприятий госучастия, либо акционерных предприятий частных, либо самим развиваться у нас. Поэтому мы совмещаем и государственное регулирование, акции и развитие частного бизнеса.
«РЫНОК ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МЫ ЗАКРОЕМ НА 80% СВОИМИ СИЛАМИ»
- Что Вы можете сказать о импортозамещении легкой промышленности? На днях, к примеру, поступило сообщение, что магазины прекратили закупать иностранные бренды одежды.
- Сейчас полностью все отрубить невозможно. Мы сами очень упорно шли в этот мировой рынок 20 лет. Процентов на 80 большинство предприятий держит все на своих станках, даже если станок зарубежный – он находится здесь, у российской компании. Если станки советские 70-х годов, то они тоже производят текстиль такой же. Они производят пластмассу такую же. Но вот ноу- хау нам приходится покупать по лицензии. Здесь пострадают новинки легкой промышленности. У нас недавно прошел форум легкой промышленности, где наши предприятия сказали, что они готовы заместить зарубежные. Но заместить полностью невозможно, потому что там Китай, который делает дешевле.
- Но бывает так, что Германия заказывает Китаю, а мы потом перекупаем у Германии под их брендом через третьи руки. Почему нельзя сделать бренд, который мы будем закупать в Китае, но он будет считаться нашим?
- Потому что одно дело – производство, а другое – торговля. Покупает торговец, а производитель производит и выходит со своим товаром на рынок. У торговца есть деньги, и если ему выгодно купить где-то на стороне, он там и покупает. Но сейчас как раз торговля будет разворачиваться к нашим предприятиям, и процентов на 80 мы закроем рынок своей легкой промышленностью. За исключением Китая.
- А как переубедить людей, ведь мы привыкли к европейским стандартам и считаем, что они лучше. Как выстроить политику?
- У нас это было и я помню период , в 98-м году, когда произошел дефолт рубля и было создано коалиционное правительство во главе с Примаковым, которое за 9 месяцев подняло промышленное производство на 24% . У нас раньше такого никогда не было, потому что стало ясно, что на Западе все бесполезно. И вся экономика и бизнес повернулись к своему. Поэтому этот месяц до нового года будет ажиотажный спрос в магазинах, потому что люди боятся за свои деньги. И, конечно, это несправедливо, когда все десятилетиями копили , теперь обесценивается в 2-3 раза, и люди понимают, что завтра ценники поменяют, и качественного товара который сейчас есть, завтра не будет.
- Но почему возникла проблема с продуктами? Ладно, у нас техники нет, но гречка-то у нас своя. В чем проблема?
- Во всех учебниках истории было, что когда князя Рюрика приглашали на царствование тысячу лет назад, ему говорили: «Придите, правьте нами! Страна у нас большая, порядка нет».
Вот 1000 лет прошла, а порядка так и нет. И здесь, в том числе.
Проблема в перекупщиках и сетях, которые двигают коррупционные схемы. Перекупщики вздувают цены, потому что они покупают у крестьян, которые, кстати, не должны сами развозить, потому что они просто не могут. Фермерских хозяйств у нас, в принципе, немного. Все остальные – большие хозяйства на базе старых колхозов. Они произвели, приезжают к блоку перекупщиков и говорят, что по цене, которые хотят фермеры они все равно не пустят . И это несмотря на то, что фермерам полученных денег хватает только , чтобы новый урожай посеять.
- Но почему по этому поводу не предпринимаются никакие меры?
- Разговоры были, меры предпринимались, но воз и ныне там. Например, одним из выходов считают сокращение мигрантов и некоренного населения на рынках. Но все равно на год хватило, а потом все опять вернулись.
«ВСЯ СИСТЕМА ФАРМАЦЕВТИКИ СОЗДАНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ»
- Как будет развиваться импортозамещение в сфере фармацевтики и лекарств?
- 80% у нас импорта. Здесь тяжелейшая ситуация, потому что свою фармацевтику не развивали. А транснациональные корпорации с Запада всех истребили, потому что они устраивают семинары, покупают врачей, предприятия российские. Фармацевтика – это глобальный концерн, и у нас присутствуют все 5 крупнейших мировых компаний. Это самая тяжелая сфера. Вся система фармацевтики создана для того, чтобы заработать – люди должны покупать новые лекарства, которые не залечивают ни новые, ни старые болезни.
И многие наши предприятия даже боятся с ними связываться, потому что считают их мафией. Как только вводится какая-то новая разработка, транскорпорации приходят и предлагают ее выкупить, а потом кладут ее в стол, потому что она перебивает прибыль на их старые препараты.
- Т.е. должно в эту сферу вмешиваться государство?
- У нас оно должно везде вмешиваться, потому что рынок за 24 года ничего не отрегулировал, а только хаос внес. Когда говорят, что рыночные стихи договариваются и у них есть сговор, и рынки поделены. Нас на свой рынок не пускают, и наш забирают. Сейчас повышение цен и падение курса дает шанс усиленно развивать промышленность. Сейчас нужна политическая воля, без которой у нас экономика не действует, потому что нам не верят. Сейчас падение национальной валюты подрывает престиж страны в глазах населения, бизнеса, зарубежных стран.
- Что касается сферы техники: гаджеты, ноутбуки, телефоны, телевизоры. Можно ли их заменить отечественными?
- Конечно, на все импортное цена вырастет, но заменить мы можем – на это нужно 3 года. Часть телевизоров уже делаем по последним технологиям. Часть заводов построили китайцы с корейцами. Гаджеты тоже не сложно, например YotaPhone 2.Там часть компонентов западная, но мы можем договориться с Азией. У нас проблема только в элементной базе, потому что это супердорогое производство и производится только в 3-4 странах мира, а все остальные страны тоже закупают. Но мы можем сделать все.
«МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ, РОСЭЛЕКТРОНИКА БУДУТ ОТКРЫВАТЬ ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ НА ЗАВОДАХ»
- То, что будут заводы и фабрики – это хорошо. Но, кто на них будет работать? Престиж рабочих специальностей низкий. Как вы планируете воспитывать кадры?
- Мы это обсуждали с предприятиями. Они согласились сами создавать центры подготовки, если мы их освободим от налогов. Сейчас по новому закону это будут делать металлургические компании, Росэлектроника. Они согласились открывать такие центры на 300-400 человек. Мы приняли такое решение. Кстати, колледжи, академии технические есть, и в них идут люди, потому что не все хотят высшее образование.
- Обращаясь к европейскому опыту: почему у них бизнес-предприятия развивают семьями из поколения в поколение, а у нас надеются только на быстрый эффект?
- Это устойчивая региональная традиция многих районов Европы. Например, в Италии в каждой зоне развивается свое производство: кожевное, мебельное, модное и т.д. Они друг друга поддерживают в небольших промышленных зонах. Строят по 150-200 предприятий, где все собирают, и там действительно у них дети не идут получать высшее образование, а в 18 идут на семейное предприятие, где есть уже гарантии. У них не было таких потрясений: революций, не было перехода резкого от крепостного права, общинного. Люди генетически этим привыкли заниматься, потому что берешь на себя и на свою семью риск. По социальным исследованиям, в нашей стране рисковать готовы только 5%. Люди идут на оклад. У нас нет этой традиции, и она не прижилась.
Сейчас принимают решение перенести рынки в торговые комплексы, построенные не государством, а частником, который устанавливают такую цену, что она большую часть прибыли поглощает. Поэтому половина центров пустует, мы не делаем поддержку, а надо. Все регионы против сетевых предприятий.
- А какое сейчас в целом нестроение в Госдуме: общая проблема сплотила партии? Нет ли мысли всем партиям объединится и работать сплоченно?
- У каждой партии своя программа и свое видение даже сейчас. Но при этом нельзя допускать модели США в российскую экономику, которую они пытаются задушить. Нужно контролировать лучше наших олигархов. Допустим, хочешь бизнес свой открыть – строй заново новое предприятие и получай за него прибыль. Поэтому надо делать поворот внутри страны. Для этого нужно создать коалиционное правительство народного доверия, где будут представители всех 4 партий, как в ФРГ, например. В таком случае, виноваты были бы все, потому что у всех консолидированная позиция была бы.
Мы предложили инициативу, чтобы экспортеры сдавали 50% валютной выручки Центробанку, но она был отклонена, под предлогом, что ее нельзя проконтролировать. Когда было правительство Примакова, проконтролировать было можно, потому что тогда сказали: «Будете играть на спекулятивной бирже – голову отверну». После этого все стали играть по правилам.
- Скажите честно, сколько, по мнению комитета, должно понадобиться времени, чтобы реализовать программу импортозамещения?
- За 3 года, но в условиях политической воли.
- Т.е. Вы считаете, что президент должен прийти стукнуть кулаком по столу, и тогда все наладиться?
- Надо начинать работать, а не ездить на корпоративны на 20 дней, как сейчас, например, уже никто не работает. Мы предлагали отменить новогодние каникулы для правительства сейчас, чтобы не упустить контроль, но никто не согласился.
- Что Вы можете пожелать российским гражданам в преддверии Нового года, когда в стране такая ситуация перестала быть стабильной?
- Наша страна всегда отличалась силой характера и стойкостью духа, а так же чувством юмора. Поэтому я желаю, с одной стороны, выдержку: мы и худшие проблемы преодолевали. И когда понимаем, что спасти ситуацию экономическими методами невозможно, то надо включать чувство юмора.
Беседовала Екатерина Дегтерева