Театр Наций приглашает на «Русские романсы» в березовой роще
Москва, 15 декабря. Театр Наций продолжает свой собственный Год российской классической культуры. Под эксперименты с классикой Евгений Миронов отдал молодым, но уже состоявшимся и многообещающим режиссерам свою Малую сцену. В новогодние каникулы в афише театра появится новое название - «Русские романсы» Дмитрия Волкострелова. Это и не спектакль, и не вокальный вечер, и не концерт. У режиссера-новатора простых форм не бывает. Каждый раз он предлагает зрителю очередное путешествие в новый мир. На этот раз петербургский режиссер отправляет публику в прошлое, в 19 век, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Ксения Ильиных.
Лес из русских березок - последнее, что зритель ожидает увидеть, входя в Малый зал Театра Наций. Хотя тот, кто знаком со спектаклями Дмитрия Волкострелова, вряд ли удивится. В прошлый раз на этой площадке он предлагал зрителям залезть в палатки и угощал их жареной картошкой. Теперь режиссер попросил убрать ряды кресел, «посадил рощу», а посреди нее поставил рояль. До этого Волкострелов брал для постановки новую драму, все только на злобу дня. В новом же спектакле он использовал не современный текст, а сплошной раритет.
Обрывки стихов - по фразе, по строфе - такое в березовой роще эхо. В начале спектакля - подарок любителям поэзии «Золотого века», интеллектуальная головоломка «угадай автора» Пушкин или Лермонтов? Главные героини - три грации. Четвертая виртуальная. Зритель ее не видит, слышит только голос. Прекрасные музы -проводницы в навсегда потерянное прошлое: романтичный, утонченный 19 век, время высоких чувств, дуэлей, белых платьев в пол, золотистых локонов и романсов.
«Романс - уникальный жанр в русской культуре. С ним интересно работать и интересно попытаться понять, что с ним произошло. Только ли проблема в том, что из страны в 1917 году исчезли люди, которые могли его петь и слушать, и у нас все стали петь хором? Или, может, время изменилось, и теперь нужно как-то крутить ручки, чтобы это могло звучать сегодня?», - рассуждает режиссер Дмитрий Волкострелов.
«Крутить ручки» в нужную сторону помогает режиссеру художница Ксения Перетрухина. У этого творческого дуэта уже есть одна на двоих «Золотая маска» за прежние заслуги. «Русский романс» - очередная заявка на победу.
«Я очень смеялась, когда Дима это предложил, я думала, что это шутка. В детстве я тут же переключала канал телевизора, если там пели романсы. В основном все мои друзья делали так же. Этот спектакль для таких людей», - отмечает художник Ксения Перетрухина.
И настоящие березки, и то, как расставлены кресла, все это придумки Ксении, ее попытка создать интимное пространство. У зрителя должно быть полное ощущение, что он сидит в лесу, в обнимку с березкой и в полном одиночестве.
Необычная форма подразумевает и нетрадиционное общение актрис со зрителями: глаза в глаза.
«Мне кажется, мы сейчас очень боимся быть беззащитными. Меня сначала очень пугала эта форма и идея. Но теперь мне кажется, что именно это сегодня очень нужно», - говорит актриса Мария Шашлова.
Звучит ли этот то ли концерт, то ли спектакль от Дмитрия Волкострелова современно? Вердикт должен вынести главный человек в этом театре. Затерявшийся в березовой роще, немного задумчивый Евгений Миронов по-хозяйски придирчив к каждому звуку и жесту. После просмотра признается - почувствовал терапевтический эффект.
«Насильственным методом, шоковой терапией останавливается время. Мы в течение пяти минут ждем, пока настроится рояль. Первые секунд 30 я думал, что сейчас встану и сам его начну настраивать. Потом я подумал: ах, какой хитрый режиссер! Он специально заставляет меня испытать какие-то негативные чувства, чтобы потом расслабиться и войти в эту тему», - говорит художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Спектакль наполнен смыслами и символами. Если кто-то захочет найти в «Русских романсах» сюжет, обязательно найдет и его. Но формальности не главное, и циникам здесь не место. Это пристанище для абсолютных романтиков, привыкших рассуждать на вечные темы: любовь, смерть, честь… Но в финале публику все равно вернут с небес на землю: напомнят, что от этой жизни не осталось ничего, кроме старой заезженной пластинки.