Услышал ли российский бизнес послание президента?
В ходе оглашения ежегодного президентского послания, прозвучавшего в стенах кремлевского Георгиевского зала 4 декабря, Владимир Путин по большей части обращался не к Федеральному Собранию, а к бизнесу. Частную собственность он назвал базовой ценностью, а предпринимателям обещал свободу от проверок и налоговый рай. Корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин спросил у бизнесменов, как идут дела?
Выступление президента Олег Михайлов слушал под звук токарного станка, да стук молотков, не отрываясь от изучения мебельного рынка. «Сегодня на рынке ситуация такая, что если ты не уделяешь своему бизнесу 12 часов в сутки, то шанс выжить у тебя минимальный», - признается предприниматель Олег Михайлов.
Он начал свой бизнес в 2000-м, пережив лихие 1990-е на предприятии, которого уже нет. Сегодня в старом колхозном ангаре Олег делает элитную мебель и мечтает о санкциях для итальянских конкурентов.
«Хотелось бы, чтобы не только продукты, но и плитку керамическую, мебель тоже наше правительство прекратило бы ввозить», - мечтает бизнесмен.
Послание хоть и было Федеральному Собранию, да российский бизнес понял: Путин обращается к нему. Слова президента о том, что проверками можно развалить любую фирму, для предпринимателей - реальность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин предлагает избавить малый бизнес от проверок
«В 2007 году был рейдерский наезд на нашу фирму со стороны Ногинской прокуратуры. Мы судились полтора года. Нам вменяли использование рабского труда. На нас завели уголовное дело и хотели полностью отнять наш бизнес», - вспоминает Михайлов. Тогда Олег упустил время и выгоду. Производство деревянных поддонов, которым он еще занимался, пришлось свернуть. Зато сохранил мебельный бизнес.
«Недавно была проверка санэпидемстанции. Мы получили штраф в тысячу рублей за то, что не потравили крыс. Мы должны каждый год их травить. Это единственное замечание, а так все нормально», - говорит предприниматель.
О том, что с 2000-х проверяющие стали помягче, говорит и Ирина Буркова. Почти 20 лет она держит в Москве небольшую пекарню и кафе. Но это все от человека зависит, уверена предприниматель. Иной лишь замечание сделает, а кто-то и штраф выпишет. По-прежнему малый бизнес можно разорить всего за несколько проверок. Мелочи, что прописаны в требованиях, могут оставить владельца фирмы с мелочью в кармане.
«Штраф может быть 50 тысяч, если нет одной урны. У каждого входа должно быть по одной урне. Но у нас получается, что выход из кафе и вход на веранду - это одно место. Здесь одна урна. Но нас не оштрафовали, а предупредили, что должна быть здесь и здесь. Но вы же понимаете…», - говорит Буркова.
Главное, чтобы власти на местах правильно поняли слова президента, считает владелица пекарни. Параллельно с выпечкой хлеба Ирина Буркова судится с районными властями за право льготной аренды, которое и так прописано в законе.
«Мы существуем с 1991 года, и сейчас нам вдруг выставляется арендная плата по рыночной ставке. Конечно, для нас это непосильная цена, мы не можем это оплачивать. Должно быть, как написано в постановлении правительства, что для малого бизнеса существует минимальная ставка арендной платы», - сокрушается предприниматель.
У бизнес-леди нет лишних трех миллионов рублей в месяц, да и времени тоже немного. Но из двух зол она выбрала меньшее. Теперь жертвует в судах драгоценными минутами, которые могла бы потратить на развитие дела. Она считает, президент сказал много того, что давно ждут предприниматели. Но сожалеет, что тему тарифов глава так и не поднял.
«Если бы для производства, которое необходимо городу, были какие-то льготные тарифы, для нас это было бы существенной поддержкой. То же с тарифами на тепло. Видите, тут какая кубатура и все это надо оплачивать».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин потребовал избавить бизнес от навязчивого контроля
Послание президента на практике будет выполняться еще нескоро, уверены в организации «Деловая Россия». Проверяющих органов много, и пока до каждого дойдут распоряжения, пройдет немало времени. Впрочем, власти на местах хотят работать с бизнесом.
«Президент выступил с посланием, но до муниципальных органов у нашего государства очень много ступеней. Чтобы они не только услышали, но и приняли указания к действию, это процесс не быстрый. Но муниципалитеты заинтересованы, чтобы малый бизнес у них работал: это налоги. Для местных властей очень выгодно, чтобы как можно больше людей работало на их территории», - поясняет уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов.
Но пока власти района, где работает пекарь Ирина Буркова, на встречу бизнесу идти не спешат и снижать стоимость аренды, как это прописано в законе, пока не собираются. Оно и понятно: московские торговые площади вряд ли будут пустовать при любых ценах.