В гостях у Родченко и Степановой
Москва, 1 декабря. Один из самых известных, а значит дорогих российских художников - Александр Родченко. Конструктивист, представитель российского авангарда при жизни о коммерческом успехе и не мечтал, зато сейчас его работы - топ-лоты ведущих аукционов мира. Например, на первых торгах современного российского искусства в 1988 году продали семь его картин практически на миллион долларов.
Работы Родченко есть в коллекциях самых знаменитых любителей прекрасного, некоторые из собирателей даже не готовы расстаться с любимыми экспонатами даже ради выставки в Пушкинском музее. На этой неделе там открылась самая масштабная выставка авангардиста и его жены - Варвары Степановой. В музее представлены все жанры, в которых когда-то работали художники: есть знаменитые плакаты к фильму «Броненосец Потемкин», реклама, фотографии, картины и даже эскизы костюмов к театральным постановкам. Корреспондент «МИР 24» Елена Шарова одна из первых побывала «В гостях у Родченко и Степановой».
Первый зал - это вся экспозиция в миниатюре! Тут собрано все, из чего выросло творчество Родченко и Степановой. Например, их очень трогательная личная переписка, с очень нежными обращениями друг к другу, та самая готовальня, которой Родченко создавал свои первые абстрактные работы, бумажные «самозвери», которые пара придумала вместе развлечения ради и, конечно, те самые «веселенькие ситцы», которые спроектировала сама Варвара Степанова.
Такой масштабной экспозиции знаменитой пары еще не было - тут больше 250 работ. И главное - нет разделения «муза и художник», Родченко и Степанова – на равных. Он придумывает - она рисует, он присылает ей рецепт клея из сыра – она педантично записывает все адреса, телефоны, ведет счета. Главный куратор выставки - внук Родченко Александр Лаврентьев - говорит, что пару нельзя разделять. Все работы - коллективное творчество, даже если подпись стоит одна.
«Действительно, это были люди, которым было трудно друг без друга! Когда во время эвакуации семья уезжала на год в Пермь, в Молотов, а потом Родченко вернулся один, ему было очень трудно вернуться обратно в Москву, фронтовой город. Он пишет Степановой: я не могу работать, мой мотор остался там!» - рассказывает куратор выставки, внук А. Родченко Александр Лаврентьев.
Всего в Пушкинском творческому тандему посвятили девять залов, у каждого из которых - своя тематика. Вот раздел, посвященный Парижской выставке 1925-года. Событие было масштабное, первая презентация Советского Союза за рубежом, поэтому проект «Рабочего клуба» доверили лучшим - художнику Александру Родченко, поэту Владимиру Маяковскому и архитектору Алексею Мельникову. Вот макет павильона. «Фирменные» цвета Родченко в интерьере: серый-красный-черный. Кураторы считают, что тогда и появился бренд «Реклам-конструктор: Маяковский-Родченко». А его создатели стали первыми креативщиками, как бы сейчас сказали. Маяковский придумывал запоминающиеся слоганы, Родченко разрабатывал фирменный стиль. Самая известная их рекламная кампания – «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
«Дизайна в России до этого все-таки не было. Известный исследователь русского авангарда называет их «пионерами советского дизайна». Но, на мой взгляд, их можно назвать пионерами дизайна вообще. Это очень точно выверенное сочетание, прежде всего, сигнальных откровенных цветов, знаков, стрелок, восклицательных знаков, крупноформатных изображений лиц, фотомонтаж - Маяковский называл Родченко пионером фотомонтажа!» - говорит куратор выставки, заместитель заведующего отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Алла Луканова.
Главный девиз пары выведен вручную гуашью на бумаге. К светлому будущему Родченко и Степанова стремятся в каждой своей работе. И помогают им в этом четкие линии. Кстати, конструктивист Родченко одним из первых предлагал строить небоскребы с садами на крышах. Для него не существовало преград.
«Родченко всегда был хорошим колористом, другое дело, что ждать от него тонких лессировок нельзя было. Видите, переход от белого к коричневому, немного странный, это туповка называется - когда кисть ставят вертикально и вот бьют ей. Но если нет кисти, можно использовать обувную щетку на больших поверхностях», - показывает куратор выставки, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Савинов.
Конечно, есть на выставке и известные на весь мир фотографии Александра Родченко. На черно-белых снимках, в основном, архитектура, опережающая время - Киевский, тогда еще Брянский, вокзал, и башня от инженера Шухова, советские демонстрации и парады - симметричные, как по линейке колонны. Но есть трогательные, интимные портреты близких. К примеру, фото матери, которая недавно, в 84 года, научилась читать. И даже спустя годы чувствуешь ее напряжение. Или улыбка любимой Варвары Степановой, тоже с неожиданного ракурса. Все работы опередили свое время настолько, что по-настоящему их оценили совсем недавно. Зато теперь они так популярны, что в Пушкинском поговаривают об отдельной экспозиции и даже новом музее русского авангарда.