Анна Меликян: на съемках кино всегда думаю, чем буду удивлять
Москва, 1 декабря. В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года «Звезда». Те, кому посчастливилось побывать на премьере, сходятся в едином мнении - это кино смотреть надо во что бы то ни стало. К тому же режиссер картины Анна Меликян не балует зрителя частыми выходами своих картин. Ведь со времен «Русалки» прошло уже семь долгих лет. О пользе сарафанного радио, преимуществе непрофессиональных актрис перед профессиональными и многом другом Анна Меликян рассказала в интервью телеканалу «МИР 24».
- Все говорят, что нужно непременно посмотреть «Звезду». Почему такая реакция?
Анна Меликян: Меня спрашиваете, почему? Думаю, это то, что у профессионалов называется «хороший сарафан». Надеюсь, что это поможет нам в прокате. Вообще, действительно, отзывы очень хорошие. Но это очень субъективно, людям просто нравится, нет никаких рецептов. Не то, чтобы я сейчас расскажу рецепт, а завтра какие-то кинодельцы пойдут делать кино по нему, чтобы получить такой сарафан. Нет, просто, видимо, как-то зацепило, чем-то понравилось, раз люди так пишут...
- В своих интервью вы говорите, что предпочитаете не смотреть свои фильмы, после того, как они выходят на экраны.
Анна Меликян: Не то, что предпочитаю - не могу просто. Нервная система не позволяет. Я бы с удовольствием, мне очень интересно. Я же, знаете, потом как расспрашиваю: «А в каком месте смеялись? А вот тут что? А тут аплодировали? Не может быть!» Очень интересно, но сама я не могу там сидеть, это такой эффект, как будто ты разделся догола и стоишь, а на тебя все смотрят. Поэтому не получается.
- Что вы использовали для того, чтобы это было смешно, добро и увлекательно?
Анна Меликян: У меня была задача сделать хорошее кино, рассказать максимально интересно, и это ведь субъективно, это должно быть интересно мне. Я не ориентируюсь ни на какого зрителя, потому что мне кажется, что это неправильно. Что такое «виртуальный зритель» - я этого не понимаю, это всегда конкретные живые люди, которые встали в определенный день с каким-то настроением, пришли в кинотеатр, какие-то судьбы, что-то с ними произошло, что-то не то съели, отравились - все влияет. Я не могу на это отвлекаться, это не мой предмет, я занимаюсь кино, пытаюсь придумать историю и максимально интересно ее рассказать. Если у меня это получается, то все эти разные люди каким-то образом воссоединятся, как сейчас они воссоединились в своих положительных отзывах.
- Насколько я знаю, кастинг продолжался рекордно длинные сроки, чуть ли не полтора года. Что вы искали?
Анна Меликян: Если бы я знала! Я просто искала что-то, на что мне будет интересно ближайшие 2-3 года смотреть, что-то, что может меня вдохновить, во что я могу влюбиться, во что поверить. Это очень индивидуальный процесс. Приходят люди, они берут твой текст, читают его и ты думаешь: «Боже, какой ужас! Как я могла написать это! Это же невозможно озвучивать, надо все переписать!» А потом вдруг приходит какая-то девочка Тина, которая не актриса, начинает зачитывать текст и ты думаешь: какой гениальный текст! От нее же невозможно оторваться!
- А что вас зацепило в ней?
Анна Меликян: Эта маленькая хрупкая девочка излучает свет. И это то, что видно на экране и это то, что я увидела, когда посмотрела «Любовь с акцентом». Когда свет выбрасывается, выплескивается из экрана, ты это чувствуешь и что-то с тобой происходит, тебе хочется плакать. И не с каждым это происходит. Иногда бывает, что видишь актрису, вроде хорошая, старается, но что-то не происходит. А эта девочка ничего не делает, она просто живет, улыбается, светится, и ты в этот момент сидишь и думаешь, как устроена эта жизнь, о каких-то важных вещах. Потому что она как проводник, она даже сама не понимает. Я считаю, что она какая-то избранная, я к ней так отношусь.
- А Северия?
Анна Меликян: Северия – другая история, в ней, безусловно, тоже есть этот свет, но она просто суперталантливая и профессиональная актриса. Если Тину поставили в кадр и позволили жить, то с Северией все совершенно не так, она не похожа на ту героиню, которую играет. И поэтому все ее призы очень заслуженные, потому что это серьезная актерская работа. Она в жизни вообще пацаненок, хулиганка, точно не дива, но блестяще это сыграла.
- У вас наблюдается некая такая аритмия - был фильм «Русалка» с Машей Шалаевой и, прежде, чем появилась «Звезда», прошло 7 лет. Но буквально на пятки наступает следующая картина - речь идет о фильме «Про любовь»
Анна Меликян: У меня мастер - Сергей Соловьев, и он обычно приходил к нам на мастерство, садился перед закрытым занавесом и говорил: ну, чем будете удивлять? И дальше открывался занавес и там - кто как мог. Я вот эту фразу запомнила. И каждый раз, когда я начинаю делать кино, думаю: чем я буду удивлять? Это важно. Я не думаю, что я могу удивлять каждый год. Да это и не нужно!
Анна Меликян родилась 8 февраля 1976 года. Окончила ВГИК. Ее короткометражки «Andante» и «Полетели» участвовали во многих российских и международных фестивалях, где завоевали ряд наград. Первый полнометражный фильм Меликян - «Марс», премьера которого состоялась в 2004 году на Берлинском кинофестивале. Второй фильм «Русалка» в 2008-м году был номинантом от России на «Оскар». Анна создала кинокомпанию «Магнум», которая занимается производством фильмов и телесериалов. В этом году на кинофестивале «Кинотавр» Меликян представила фильм «Звезда» и получила приз за лучшую режиссуру.