Нескучные выходные: Декалог на Сретенке
В июне при театре Маяковского открылась Студия OFF под руководством драматурга Саши Денисовой и режиссера Никиты Кобелева. И сейчас на сцене этой студии на Сретенке можно видеть первые плоды работы документального и сочинительского театра. Премьера «Декалога» открыла сцену филиала театра после реконструкции.
В экспериментальной студии в результате тренингов и изучения документальных технологий создания спектаклей на основе реальных событий, когда актеры выступают и в качестве драматурга, и режиссера, и участника событий, родился спектакль, основанный на десяти заповедях, особенно актуальных в XXI веке. Идея принадлежит Миндаугасу Карбаускису, окончившему театральный факультет Литовской академии музыки и театра, выпускнику режиссерского факультета РАТИ (мастерская Петра Фоменко). Сценарий написала Саша Денисова, ловко собрав истории студийцев и четко изложив их на бумаге в соответствии с десятью заповедями. По сути, «Декалог» - это художественное переплетение сцен с реалиями жизни, где фантастика граничит с реализмом.
Сама форма – спектакль-променад – довольно необычна для зрителя. Но три часа пролетают как одно мгновение - режиссер Никита Кобелев постарался на славу. Автор многочисленных радиоспектаклей на «Радио России» и лауреат Театральной премии газеты «Московский комсомолец», некогда он мог стать журналистом, однако проучившись два года, ушел в РАТИ-ГИТИС. Кстати, на спектакле мне и пришел на ум журналистский термин «лайф-ту-тейп», что означает особый вид съемки, когда журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях. Вот и тут зрители становятся непосредственными участниками каждой сцены: то создают очередь в поликлинике возле кабинета, то играют свою непосредственную роль – роль зрителей, то превращаются в свидетелей допроса на Лубянке.
Действие спектакля разворачивается в нескольких пространствах: в буфете, гардеробе, фойе, на лестницах, на складе и в других служебных помещениях театра. Все это сделано для того, чтобы зрители могли по достоинству оценить обновленное пространство «Сцены на Сретенке», над которой трудился архитектор Сергей Куцевалов, оформлявшший также и «другую сцену» «Современника», и театр-студию под руководством Табакова, и некоторые кафе и рестораны в центре Москвы.
«Декалог на Сретенке» поражает глубиной: он будет интересен как неподготовленному зрителю, так и тем, кто любит выискивать подтексты и аллюзии. Здесь можно усмотреть несколько линий – историю современных грешников и географию этого столичного района. Когда-то в этих переулках воровали, убивали и предавали – словом, грешили. Сегодня происходит похожее: раньше убивали в подвалах по приказу – сегодня это делают из-за того, что кто-то случайно наступил в метро на ногу. Новые московские Медеи по-прежнему мстят за измены, внуки несут на себе «кровь» своих дедов – сталинских палачей, а брошенные дети вынуждены ухаживать за больными и раскаявшимися родителями… Время идет – люди не меняются, они по-прежнему грешат и нарушают заповеди, но им не уйти от решения нравственных вопросов, особенно если не помнить свою историю.
Тема современных грешников здесь тесно переплетается с историей и географией района Сретенки. Некоторых актеров вы увидите несколько раз в разных ситуациях. Стоит ли говорить о том, что каждый будет настолько многогранен, что порой - почти не узнаваем. Однако трудно поверить в то, что актеры исполняют несколько ролей с целью экономии трудовых ресурсов. Скорее всего, все намного глубже: и, поменяв мысленно некоторые эпизоды местами, можно по принципу мозаики сложить отдельные человеческие судьбы, в большинстве своем - трагические.
Главная героиня – пожилая жительница Сретенки (заслуженная артистка России Людмила Иванилова). Она ведет дневник, из которого мы узнаем, что эта удивительная старушка помнит времена, когда под Сухаревской башней ездил трамвай. Но сегодня она доживает свой век среди покрытых паутиной телевизора, который, наверное, уже и не работает, и старенького любимого диванчика. В этом элитном районе уже распроданы все квартиры. «Даже никто не здоровается больше…», – с грустью говорит она внучке, которая, кстати, приехала лишь для того, чтобы уговорить бабушку съехать на окраину Москвы и продать квартиру в центре. Ведь здесь, чтобы купить хлеб, нужно ехать чуть ли не полчаса до ближайшей булочной. Все заполонили офисы, кафе и рестораны… Жить в центре теперь и дорого, и трудно.
«Не желай дома ближнего твоего» - гласит заповедь. Но молодой леди это неизвестно, она хочет прибыли, а прикрывает свое желание мнимой заботой о пожилой бабушке.
Надо видеть в этим моменты зрителей пожилого возраста. Буквально со слезами на глазах они кивают словам героини Людмилы Иваниловой, рассуждающей, какой Москва была и какой стала, а еще - о том, куда уезжать человеку вся жизнь которого прошла здесь, на Сретенке. На сцене постоянно меняются судьбы и люди: перед зрителем предстанут и Петр Первый со своим советником, и русский Фауст, и ученый колдун Яков Брюс, и древнерусские дружины, и Чехов, и падшие женщины из борделей на Трубной, и свечницы, и современная татуированная молодежь…
Стоит также отметить, что актеры открыто взаимодействуют со зрителями. «Вот ты когда-нибудь чувствовала себя изгоем», - спрашивает меня героиня Натальи Палагушкиной в сцене «Допрос на Лубянке». И я невольно отвечаю «нет». А в сцене «Чехов и падшие женщины на Сухаревке» эти самые женщины будут активно соблазнять зрителей-мужчин. Позже (по сценарию, дело происходит уже в наши дни) здесь же, на Сухаревке, появятся элегантные мужчины, которые готовы заплатить любой зрительнице, откликнувшейся на их сомнительный манящий жест…
И можно еще много говорить об игре актеров, о нетрадиционной форме, о вербатимах, вокруг которых строится пьеса Саши Денисовой, но это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Кстати, антураж можно оценить еще до начала спектакля: на входе всех зрителей делят на две команды. Одни следуют по маршруту А, другие – по маршруту Б. Хронологический порядок сцен у каждого свой, но суть от этого не меняется. Встреча происходит на первой сцене и на последней, где зрители оказываются лицом к лицу на «Страшном суде на Трубной». Герои спектакля рассказывают свои циничные истории и растворяются, а зрители остаются один на один со своими мыслями и впечатлениями…
Елена Вилле