Премьера Третьяковки: «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить»

Источник материала:  
17.11.2014 19:47 — Новости Мира

Москва, 17 ноября. В Третьяковской галерее открылась главная выставка этой осени «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить». Костаки - самый значимый коллекционер русского авангарда 20 века. И вот, наконец в Москве собрали значительную часть его коллекции. А это более двухсот работ самых разных представителей авангарда и нонконформизма: Малевича, Кандинского, Шагала. Также на выставке представлены и произведения русской иконописи, которые благодаря Георгию Костаки в свое время попали в музей Рублева, сообщает корреспондент «МИР 24» Александра Корчагина.

Эта выставка развенчивает мифы. Ходили слухи, что перед эмиграцией в Грецию в 1977 году Георгия Костаки вынудили отдать картины в Третьяковскую галерею. Однако на выставке уточняют - коллекцию он передал добровольно. Правда, сделка с советской властью все же была. Костаки отдает 80 процентов работ, а его отпускают за границу. Коллекция насчитывала почти две тысячи картин, которые впоследствии многократно выросли в цене. И вот сегодня самые важные из них можно увидеть в Третьяковке.

«Мы на самом деле много показывали работ из этой поступившей коллекции на самых разных выставках, они всегда присутствуют на нашей постоянной экспозиции. И сейчас трудно представить, как бы мы без этих работ делали наши выставочные и экспозиционные проекты. Я думаю просто невозможно, поэтому для нас это дар, который трудно переоценить», - отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Здесь неизвестная картина «Портрет Матюшина», написанная Малевичем, «Красная Площадь» Кандинского, один из самых известных «Автопортретов» Клюна. И одна из жемчужин коллекции - картина Климента Редько «Восстание». На ее обороте Костаки написал: «Картина века, самое великое произведение революционной России». Но тогда, в далеких 50-тых, так считал, пожалуй, он один. Многих авторов никто не ценил, а самого коллекционера считали большим чудаком.

«Это работа, которая называется «Симфония Шостаковича», вообще шедевр. Это одна из легких, чистых, многозначных работ Павла Николаевича Филонова, но надо сказать, что она попала Георгию Леонидовичу от сестры Филонова, Леониды Николаевны, которая была хранительницей этого наследия», - рассказала куратор выставки Ирина Пронина.

Грек по национальности, Георгий Костаки почти всю жизнь прожил в Москве, работая шофером в посольстве, а потом завхозом. Сначала он собирал голландских живописцев. Но однажды, в 1946 году, Костаки случайно увидел произведение русского авангарда - картину Ольги Розановой «Зеленая полоса», и тогда он понял, что не хочет собирать то, что собирают все. Он хочет находить и открывать новое.

«Что касалось коллекции, отец был одержимым человеком, он если узнавал, что где-то появилась интересующая его картина, он бросал все и летел туда стремглав, и если что-то не удавалось ему купить, потому что, естественно, была конкуренция, хоть и небольшая, но она все таки была, он ужасно расстраивался», - рассказала дочь Георгия Костаки Наталья Костаки.

Друзья Георгия Костаки часто спрашивали - зачем он покупает картину никому не известного Петрова-Водкина? Или произведения Ларионова и Поповой. Кстати, на выставке представлено почти двадцать ее картин. Среди них - одна из самых известных - «Живописная архитектоника. Черное. Красное. Серое». Картину Костаки разыскал на даче у ее родственников. Холст был вставлен вместо стекла.

«Он приходил буквально к еще жившим художникам или родственникам и сам залезал на чердаки, в чуланы и доставал то, что даже сами художники и их семьи считали не нужным, именно работы ранние. Так была найдена картина Редько, которая сейчас экспонируется у нас постоянно в Третьяковской галереи, картина «Восстание» 1925 года, так был открыт художник Соломон Никритин, художник Экстер», - сказала куратор выставки Любовь Пчелкина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Сергей Чобан: новый фасад Третьяковки отразит дух галереи

Со временем квартира Костаки стала местом паломничества. Люди стояли в очередях, чтобы посмотреть коллекцию. Рассказывают, у входа в квартиру даже сидел человек со списком и не пускал самозванцев. В Грецию коллекционер уехал почти с пустыми руками. И там в своем доме ему было невыносимо смотреть на голые стены. И тогда он сам начал писать картины. На выставке его работам отведен отдельный зал.

←Крушение вертолета в Таиланде: погибли 9 военачальников

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика