Тухлое дело: кто портит воздух в Москве?
Москва, 16 ноября. На этой неделе москвичам пришлось подышать смрадом. Выброс сероводорода испортил воздух в российской столице. Кто виновник, точно неизвестно до сих пор. Но нет худа без добра, как говорится в народе. На жизнь самого депрессивного района Москвы - Капотню - наконец-то обратили внимание. О решении проблемы власти пока не говорят, но повод задуматься появился, передает корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
К брату в Москву Александр приехал недавно. Первое, чему учился - дышать, не обращая внимания на запах. Уральские парни сами из промышленного городка, но таких ароматов даже там не помнят.
«Открываешь форточку - сразу занавески черные, жена замучилась стирать», - говорит житель Москвы Артем Иванов.
Чем дышит юго-восток Москвы, весь город узнал в понедельник, 10 ноября. Ветер разнес зловония во все столичные районы. Говорят, как раз к обеду запах тухлых яиц перебил аппетит депутатам Госдумы. Сейчас они даже думают повысить штрафы за испорченный воздух. С 200 тысяч до двух миллионов рублей. Но пока ответственные органы не знают, кого наказывать.
В списке возможных виновников - очистные Мосводоканала, Коксогазовый завод, несколько ТЭЦ. Но основные подозрения пали на старейший завод Капотни.
Предполагаемый источник зловонных выбросов - МНПЗ. По крайней мере, так заявили в МЧС в начале недели. Хотя сам собственник предприятия - «Газпром нефть» - от всех обвинений в свой адрес открещивается. Говорят, еще в прошлом году выделили 1 млрд руб. Эти деньги, мол, свели на нет все выбросы, загрязняющие атмосферу.
В зловонный день воздух вокруг завода показал высокую концентрацию вредных веществ. Помимо сероводорода обнаружили канцероген кумол. Он известен своей способностью вызывать раковые опухоли.
«Показатели были превышены в 30 раз. Завтра будут продолжены работы с МНПЗ по причинам инцидента», - заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
В защиту доброго имени завода встали сотрудники. Они пояснили, что кумол в производстве не используют, а сероводородная установка с 19 сентября на ремонте.
«Поскольку она не задействована, не включена в технологическую схему, на ней не могли произойти аварийные ситуации и какие-либо инциденты», - пояснил начальник управления по охране труда промышленной безопасности и охраны окружающей среды Московского НПЗ Юрий Ерохин.
Но экологи уверены: выбросы в Капотне - явление регулярное. Просто о нем мало кто знает.
«За неделю они накапливают эти отравляющие вещества, а в выходные выбрасывают. Рабочих нет, никто не контролирует. Допустим, они это сделали, ветер поменялся, стал дуть с юга и все это понесло на Москву», - рассуждает сопредседатель Союза экологических организаций Андрей Фролов.
Гипотезу подтверждают и свидетельства местных жителей. В больших дозах сероводород может вызвать удушье. Его убийственная концентрация - 800 миллиграмм на кубический метр. Более страшен газ побочными эффектами. Если часто вдыхать тухлый запах, есть риск нарушить генофонд. Вплоть до врожденных уродств. Потому жить в загрязненном районе желающих мало. Даже низкая стоимость квартир не прельщает новоселов.
Квадратный метр в Капотне - традиционно самый дешевый. Его красная цена - 130 тысяч рублей. В так называемых благополучных по экологии районах за метр типовой однушки люди платят 180 тысяч.
«Не самый популярный район и сделки здесь проходят выборочно. В основном, альтернативные сделки, когда люди остаются в районе, меняясь с однушки на двушку и т.д.», - рассказал генеральный директор агентства недвижимости Константин Ламин.
Нефть в Капотне начали перерабатывать в 1938 году. По распоряжению Сталина стратегический объект и в годы войны снабжал армию топливом. Даже когда линия фронта приблизилась к столице, завод не эвакуировали на восток. После войны здесь появился рабочий поселок. Общежитие для одиноких, 10 капитальных домов для семей. Лишь в 1960 году, спустя 22 года после запуска завода, Капотня стала частью Москвы. Сегодня завод единственный в мире, который стоит в черте города.
Чтобы закрыть московский завод и основать его на новом месте, потребуется приблизительно 500 млрд рублей. Почти половина годового бюджета Москвы. Промышленный гигант - четвертый по мощности в России. Перерабатывает в год 12 млн тонн нефти. Все заправки центрального региона продают топливо, отпущенное с этих установок.
«Это не просто - взять и перенести. Процесс затянется на 3-10 лет, в зависимости от того, как будете строить. Это дорого. В это время начнется дефицит, а когда дефицит - ценовые спекуляции. И логистика будет дороже, если завод будет вне Москвы», - поясняет профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Валерий Бессель.
На месте жителей Капотни профессор пошел бы в суд за компенсацией. Хотя слабо верится, что все 30 тысяч человек, проживающих в районе, смогут доказать вред, нанесенный здоровью. Вредные вещества неуловимы. Уже на следующий день прибор их не зафиксировал.
Газовая атака миновала, но осадок остался. Московская полиция возбудила уголовное дело по факту выбросов. Виновник не назван до сих пор, спустя неделю.