Майдан на экспорт: ветераны войны поселились в мэрии Кишинева
Кишинев, 16 ноября. Ветераны войны в Приднестровье вот уже вторую неделю живут в мэрии Кишинева. Активисты требуют решить их квартирный вопрос. В причинах конфликта разбиралась корреспондент «МИР 24» Вида Недова.
Обвинения, крики и оскорбления - так началась рабочая неделя кишиневского градоначальника. Дорину Киртоакэ не дают прохода беженцы и ветераны приднестровского конфликта. Люди, что кричат в мегафон на балконе, живут в мэрии уже две недели. Их поддерживают 160 семей. Участники приднестровского конфликта уверены: градоначальник сознательно мешает им приватизировать жилье.
«Он манипулирует обществом, врет. Говорит, что мы хотим приватизировать квартиры, чтобы продать их. Это не так. Мы не хотим других квартир. Есть решение муниципального совета, есть решение Высшей судебной палаты, которое обязывают мэрию передать квартиры нам в собственность. И что?!» - говорит протестующий Валерий Ион.
Кишиневский градоначальник демонстрирует спокойствие, даже когда комбатанты берут мэрию штурмом. 200 человек ворвались в зал заседаний. Этот натиск полиция не смогла сдержать. В порыве гнева митингующие облили мэра водой. С тех пор ветераны дни и ночи проводят в зале заседаний. Правда, их ряды заметно опустели.
«Естественно, у части из нас есть работа. Они должны кормить семьи. Уже несколько человек уволили с работы в связи с тем, что они защищают свои конституционные права. Некоторых предупредили о том, что если они придут сюда, то будут уволены с работы», - пояснил председатель движения приднестровских беженцев Анатолий Бызгу.
Беженцы и участники приднестровского конфликта получили даром законные квадратные метры в этом доме четыре года назад. В принципе, они могут стать собственниками квартир. Но не раньше, чем через 20 лет. Новострой возвели на деньги, взятые в кредит у Европейского банка. И по договору, пока власти не отдадут долги, приватизация под запретом.
Ветераны приднестровского конфликта о своей проблеме напоминают регулярно. Вот они у стен парламента. Человек в маске изображает мэра. Он стоит на мусорном баке. Постановка завершается возле городской администрации. По сценарию Дорина Киртоакэ все же отправляют на помойку. У полиции приказ: всех выпускать и никого не впускать. Правда, снять осаду пока не получается: Градоначальника такое положение дел не устраивает.
«Существует процедура задержания людей, совершивших любое преступление. В том числе и это. Полиция должна была повести себя соответствующим образом. Возможностей очень много, в том числе и без применения силы или насилия. Например, слезоточивый газ. Тогда бы зал освободили за пять минут», - заявил Дорин Киртоакэ.
Незваные гости живут в спартанских условиях. Вместо кроватей - жесткие стулья. Для связи с внешним миром один ноутбук на всех.
«Первое время нас блокировали. Через балкон веревку кидали и товарищи наши воду приносили, потому что воды не было, питание нам передавали через веревку», - рассказал ветеран Валерий Кучер.
Свой быт протестующие обустроили, как смогли. На столе хлеб, вода, чай, кофе. Продукты им поставляют сочувствующие.
«Сегодня я приготовила для ребят плацинды. Есть с тыквой, яблоком и картошкой. Пусть они возьмут их в память о моем муже, которого во время войны убили в собственном доме», - говорит пенсионерка Тамара Тунтулеску.
Пенсионерка Тамара Тунтулеску бежала из Приднестровья после вооруженного конфликта. Сейчас она живет в той же высотке, что и ветераны приднестровского конфликта. Сама переживает, что без приватизации квартиру заберут и единственная дочь останется на улице. Поэтому и кормит тех, кто оккупировал мэрию.
«Там я потеряла и дом, и мужа. А здесь пожертвовать несколько сотен леев - это ничего. Они там сидят, жертвуют своим здоровьем. Им нужно внимание», -продолжает Тамара Тунтулеску.
Если вопрос пропитания мало-мальски решен, то с гигиеной проблем больше.
«Где туалет, там и умывальник. Моем то, что можно мыть в умывальнике: лицо, руки», - рассказывает ветеран войны Иван Попа.
Такое соседство работникам мэрии неприятно. Чиновники жалуются, что им мешают работать.
«Не знаю, сколько можно это терпеть. Вечером я иногда задерживаюсь на работе. Так в туалете происходят ненормальные вещи. Они там раздеваются и моются. На полу вода. Это невыносимо», - заявил советник вице-мэра Юрий Ротару.
«Они очень шумные, невоспитанные, ходят вслед за работниками мэрии по коридорам, постоянно какие-то комментарии. Но в первую очередь, от них плохо пахнет», - отмечает сотрудник мэрии Елена Прока.
Несмотря на захват здания, местные власти свой распорядок не меняют. Во время заседаний чиновники делят зал с пикетчиками. Ветераны занимают задние ряды. Кишиневская полиция завела уголовное дело по факту хулиганства. Если обвиняемые найдутся, им светит до пяти лет тюрьмы. Мэрия, тем временем, предложила протестующим план «Б» - выкупить квартиры за 20 тысяч евро каждую. Но люди не согласны. Так что протест обещает быть бессрочным.
Стоит отметить, что в Молдове беженцы и ветераны войны в Приднестровье обеспечены довольно внушительным пакетом льгот. Например, бесплатные квартиры, повышенная пенсия - в среднем плюс десять долларов, а также ежемесячное пособие в размере сорока пяти долларов. Льготы на коммунальные услуги - это минус 25% от суммы в платежке. Еще и бесплатный проезд в общественном транспорте.
Сейчас в Кишиневе такими привилегиями пользуются порядка 400 человек. Сколько таковых по всей стране, сказать сложно. По неофициальным данным, от 13 до 30 тысяч человек. При этом на митинги они выходят регулярно.