Тамара Синявская: Азербайджан – поющая нация


Москва, 4 ноября. Давняя дружба связывает двух оперных див - Елену Образцову и Тамару Синявскую. И обе они сейчас заняты образовательными проектами. Совсем скоро в Петербурге откроется Международная академия музыки имени Образцовой, а в Москве уже несколько лет работает фонд имени Муслима Магомаева, который возглавляет вдова певца Тамара Синявская. Мы встретились с народной артисткой, чтобы поговорить о ее деятельности.
-Тамара Ильинична, Ваш фонд имени Муслима Магомаева чем он сейчас занимается, кроме проведения вокального конкурса?
Т.С.: Помощь детским домам. При непосредственном участии Араса Искандеровича Агаларова. Собственно, он у нас, можно сказать, сердце этого фонда творческого музыкального наследия Муслима Магомаева.
Вы понимаете, по каким критериям это идет. Там не только восхищение и поклонение Муслимом (Магомаевым), но там еще и большая мужская дружба, которая их связывала много лет.
Конечно, помощь певцам, вокалистам, которые обращаются с тем, чтобы, допустим, направить на обучение в Италию, например.
У нас член жюри, Вы знаете, Венченцо Де Вива. Он у меня спрашивает: Тамара, если есть выдающие певцы или певицы, пожалуйста, Вы меня информируйте, я с удовольствием приму на обучение на какие-то курсы в Италию.
Это очень полезно. Но полезно людям, которые уже имеют какую-то основу, чтоб только не сбиться. Все же вокальная школа итальянская - она особая, к ней надо быть подготовленными, либо там родиться.
-Тамара Ильинична, как часто Вы бываете в Баку?
Т.С.: Я каждые два месяца туда летаю. Я пока без этого не могу. Я летаю к Муслиму, на Аллею почетных захоронений. Хотя и здесь есть памятник, очень хороший. Вот так, как он жил на два города, так и я теперь.
-А что сейчас происходит в Азербайджане, в Баку с культурой и с оперой, вокалом в частности?
Т.С.: Судя по тому, что они прислали мне ребят очень хороших на конкурс, и я прослушала, там все хорошо. Поющая нация. Муслим задал тон.
-Это палка о двух концах: такая высокая планка – поди, дотянись!
Т.С.: Так в том-то и дело, есть к чему стремиться. А что интересно петь с теми людьми, которые тебе неинтересны? Мне всегда было интересно петь с теми, кто мощнее меня. Так получалось, потому что я молоденькая пришла в театр и все партнеры были старше меня лет на 20. Поэтому они были, конечно, уже мастерами, было чему поучиться.
-Был период, когда уехать в Италию для российской школы было вершиной понимания уровня своего мастерства. Сейчас ситуация улучшилась, но насколько она улучшилась?
Т.С.: Конечно, я понимаю, о чем Вы говорите, когда туда уезжают. Ну, я не знаю, некоторые находят там свое применение, и это очень хорошо. И все равно они славят Россию. Потому что фамилии у них русские, там все - русские. Все равно пускай славят.
Если у кого-то получается, я только рада. Гордость. Я себя на чем поймала: снимали фильм о Муслиме, я приехала в Милан, проходя мимо «Ла Скала» я искала в афише русские имена. Я так привыкла, что во всех театрах мира обязательно кто-то, обязательно знакомый, поет на сценах любого театра мира.
Тамара Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве.
В 1964 году она окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения.
С 1964 по 2003 год - солистка Большого театра.
В 1968 году стала обладательницей I премии Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии, год спустя Синявская победила на Международном конкурсе вокалистов в Вервье , а ещё через год она получила главную награду на конкурсе имени Чайковского.
Стажировалась в театре «Ла Скала».
В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского и других композиторов.
Преподает на факультете музыкального театра в РАТИ -ГИТИСе.
С 2010-го года является председателем жюри Международного конкурса молодых вокалистов имени Муслима Магомаева.