Учеба длиной в карьеру: Пилоты постоянно отрабатывают действия при ЧП

Источник материала:  
26.10.2014 18:59 — Новости Мира

Летом в Барселоне стечение обстоятельств едва не привело к трагедии. Боинг российской авиакомпании заходил на посадку, следуя указаниям диспетчера, как вдруг полосу начал пересекать аргентинский Airbus. Страшно представить, какими могли быть последствия, если бы не виртуозная работа российских летчиков, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Александр Никитин.

10 секунд видео из Международного аэропорта Эль-Парт в Барселоне, снятого 7 июля 2014, просмотрело 28 миллионов человек. А так посадка выглядела из кабины пилотов. «При снижении 290 километров в час расстояние сокращается очень быстро», - отмечает командир воздушного судна Николай Лимарев.

«Мы видели ситуацию, видели тот борт. Это обычная ситуация, что он подкатывается к полосе и останавливается, чтобы пропустить. Он остановился и потом через несколько секунд начал медленно пересекать полосу», - рассказывает второй пилот Кирилл Кузьмин. «Не могу сказать, в скольких метрах мы от него пролетели. Там уже уход на второй круг и как можно быстрее», - говорит командир воздушного судна Николай Лимарев.

Потом журналисты подсчитали - в Boeing и Airbus в этот момент находилось более 600 человек. Кто-то из европейских экспертов предположит - российские летчики предотвратили одну из крупнейших в истории авиакатастроф.

Подготовка к вылету всегда строгое, последовательное выполнение процедур. Авиация - одна из самых запротоколированных транспортных систем. На каждое действие свой чек-лист.

После того, как с самолетом закончили технические службы, его к полету принимает экипаж. Осматривает машину внешне, может проверить работу любой из системы. Решение подняться в воздух принимает командир. Он крайняя точка всех решений. На нем ответственность. За полчаса до взлета у экипажа есть время, чтобы ввести параметры полета и протестировать работу всех основных и дублирующих систем.

Нештатные ситуации на борту случаются регулярно - по графику. Два раза в год летчики отрабатывают их на тренажерах. Собственные учебные центры есть у каждой авиакомпании.

Это реальная история. У АН-148 рейс Симферополь-Петербург в октябре 2011 во время набора высоты отказал один из двигателей. На борту было почти 70 пассажиров. В турбину самолета на высоте полторы тысячи метров попала крупная птица. Лев Усыскин летел тем рейсом из Симферополя и видел эти последствия через иллюминатор.

«Возникло ощущение легкого точка. Секундой позже мигнуло пламя и погасло. Прошло еще несколько секунд. Опять показалось пламя, несколько бросков, это называется помпаж», - рассказывает писатель Лев Усыскин.

Правый двигатель вышел из строя. Пилоты авиакомпании «Россия» посадили машину с одной работающей турбиной. По словам очевидца, пассажиры вели себя достойно.

Паника на борту - опасная ситуация. Стюардессе нужно как можно быстрее рассадить пассажиров по своим местам. Ведь люди могут массово переместиться на один борт и накренить и без того плохо управляемый аварийный самолет. Петербургский летный центр сдает тренажеры в аренду авиакомпаниям. Регулярная аттестация - обязательное условие для всех членов экипажа. Стюардесс учат справляться с эмоциями.

Пилоты в учебном центре «ЮТэйр» совершают маневр на АТР-42 с одним работающим двигателем, разворачивают машину и заходят на посадку. Кабина тренажера неподвижна. Но ощущения от полета настолько реалистичны, что на месте инструктора с непривычки укачивает, а когда командир меняет курс, непроизвольно наклоняешься в сторону поворота. Приземление проходит штатно, без замечаний. Летчики получают отлично.

«Интуиция складывается из опыта работы. Если человек не сталкивался с этим и не чувствовал, то интуитивно к нему ничего не придет. Подготовка пилота направлена на то, чтобы знания пилотов довести до осознанного автоматизма», - отмечает начальник отдела летных стандартов и профессиональной подготовки авиакомпании «ЮТэйр» Дмитрий Комаров.

Казалось бы, трагедии, которых удалось избежать, доказывают надежность самолетов и профессионализм летчиков. Но руководители от авиации не любят афишировать даже те истории, в которых пилоты строго придерживаются инструкций. Словно, оставаясь верными традициям советских времен, когда авиапроисшествия редко попадали на страницы газет.

Снимок, который сделал Юрий Туйск, сейчас единственное фотосвидетельство приводнения на Неву ТУ-124. У борта, вылетевшего 21 августа 1963 года из Таллина, заклинило шасси. Пилоты кружили над Ленинградом, вырабатывая топливо перед аварийной посадкой, как вдруг сначала выключился один двигатель, затем другой. Через 14 секунд экипаж посадил машину.

«Летчики при приближении к воде выровняли самолет. Он хвостовой частью коснулся воды, поднырнул, его не было видно секунду, еще бы 50 тонн веса. Потом выскочил, как пробка, и пошел по направлению к Финляндскому мосту», - рассказывает очевидец Юрий Туйск.

Никто из 44-х пассажиров не пострадал. Созданная комиссия выявила неисправность приборов уровня топлива. В небе над городом у самолета закончился керосин.

Пилоты всех типов воздушной техники отрабатывают действия в нештатных ситуациях непрерывно всю жизнь. Большинству эти навыки не пригодятся никогда. Но кому-то придется выполнять такие сложнейшие посадки и принимать верные решения. Когда от одного человека зависят сотни жизней.

←Выборы в Раду: три десятка партий и явка в 40%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика