Погода и «раздолбайство» привели к трагедии на взлете во «Внуково»

Источник материала:  
26.10.2014 17:54 — Новости Мира

Тотальная трагедия. В понедельник, 20 октября, в московском аэропорту «Внуково» разбился французский самолет. На борту были трое членов экипажа и всего один пассажир - Кристоф де Маржери, глава нефтяной компании «Тоталь». Друг России и топ-менеджер с мировым именем.

«Внуково» - большой аэропорт, где есть терминалы для пассажирских самолетов, бизнес-авиации и спецбортов, которыми летают первые лица страны. Маржери летел бизнес-джетом. Как случилось, что на взлетной полосе в ночном тумане оказался снегоуборщик, а рулением самолета занимался стажер, предстоит выяснить следствию. Заместитель министра транспорта России определил это, как «раздолбайство». Можно ли считать аэропорт зоной опасности, выяснял корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.

Решение суда он выслушал в той же спецовке, что надел в начале смены. Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко в этом деле сам мог стать жертвой, но оказался подозреваемым.
«Если бы он погиб, было бы идеально, это бы всех устроило. К частью, он выжил. Не знаю, что дальше будет: какие ему будут предъявлены обвинения, оправдан он будет или нет», - говорит сын Владимира Мартыненко Роман.

Роман Мартыненко поговорить с отцом не успел. Телефон отобрали еще на допросе. Первый и последний человек, кто смог дозвониться до водителя, была его жена.

«Он ей позвонил непосредственно после катастрофы и через какое-то время. Она его просила успокоиться, советовала, чтобы он попросил врачей лекарство. Он сказал, что уже дали, что он его выпил», - рассказал Роман Мартыненко.

Следователи назвали дозу алкоголя, которая якобы содержалась в крови Мартыненко - 0.6 промилле. Это примерно 40 граммов водки. Кого-то собьет с ног, кому-то лишь горло смочит. Но в любом случае на аэродроме для водителя это увольнение. Владимир Мартыненко новичком не был - отработал во Внукове почти 10 лет.

«Те, кто ездит там на машинах, знают, полиции там нет, их никто не остановит, поэтому они могут позволить себе такую вольность. Поэтому вышел приказ, и после смены организовали еще один медицинский осмотр», - поясняет летчик 1-го класса, командир Airbus А-320 Андрей Литвинов.

Такой же досмотр проходят и диспетчеры. В злополучный понедельник отмечался их профессиональный праздник. Так что в ту ночь был и повод, и погода не шептала - на улице минус, морось и туман. Впрочем, для Внуково это не критично, говорят метеорологи.

«Погода во Внуково была очень сложной, но не критической. При таких условиях аэропорт в состоянии принимать и приземляющиеся самолеты, а ведь процесс приземления - более сложный для авиации этап», - говорит ведущий специалист центра погоды «Фобос» Вадим Заводченков.

Не для пилота, а для простого водителя, видимость чуть более 300 метров оказалась критичной. Заблудился на летном поле. В этом он признался на допросе и добавил, что стоял не на бетоне, а на траве.

Сейчас можно только предполагать, что случилось в ту ночь. По примерной реконструкции событий, Фалькон с главой нефтяной компании занимает полосу, получает разрешение на взлет и в момент отрыва задевает снегоуборочную машину.

Катастрофа произошла в месте пересечения двух полос. Через 10 минут туда же по расписанию был готов приземлиться другой самолет, на борту которого было уже больше 100 пассажиров. Тогда могло бы произойти повторение омской трагедии. 30 лет назад при заходе на посадку Ту-154, летевший из Краснодара, столкнулся сразу с тремя снегоуборочными машинами. Из 179 человек спастись удалось лишь пяти.

Владимир Пирогов, в ту пору курсант летного училища, ликвидировал последствия катастрофы. Он помнит до сих пор: расплавленный металл и разбросанные по полосе цветы, которые везли пассажиры. «Сотрудник КГБ взял железяку и бил бутылки с алкоголем. Алкоголь странным образом уцелел. Зачем он это делал – непонятно», - вспоминает участник ликвидации катастрофы 11 октября 1984 г. Владимир Пирогов.

В той трагедии виновными оказались и два диспетчера. Один из которых уснул за пультом, и отсутствовавший руководитель полетов, и мастер, который вывел технику на поле.

В этот раз тоже под подозрение попала вся смена, которая работала на внуковской вышке. Даже диспетчер-стажер Светлана Кривсун не избежала домашнего ареста, в суде она не показывала лица.

«Все, что она говорила в эфир, было под руководством ее инструктора. Как по аналогии в автошколе. Если студент автошколы попадает в аварию, то за это отвечает инструктор», - заявил адвокат Светланы Кривсун Сергей Исаев.

Стоял ли в ту ночь за спиной стажера инструктор, выясняют следователи. Именно диспетчеры отвечают за все, что происходит на полосе, и они должны были убедиться, что на пути самолета нет помех.

«Произвели очистку ВПП, все машины докладывают диспетчеру: первый ушел, второй ушел, третий ушел, четвертый ушел. Пятого нет. Значит, диспетчер должен взволноваться, где пятая машина», - поясняет генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Примерно по такой схеме сопровождают судно. Как только самолет запустил двигатели и начал движение от терминала, за ним следит диспетчер руления. Ему решать, по какой дорожке лайнер будет двигаться к взлетной полосе. Как только машина выезжает на ВПП, в дело включается диспетчер старта. Он дает команду на взлет и посадку, а также сопровождает самолет до высоты в 200 метров. Где-то в этой цепочке, видимо, и произошел сбой. Может, потому что раньше отрыв от земли контролировали несколько человек, а не один, как сейчас.

«В конце полосы сидел вспомогательный диспетчер, который отвечал за освобождение полосы. Если какая-то дымка километра полтора, то он подсказывал, освободилась ВВП или нет. Сейчас все это возложено на одного диспетчера», - отмечает вице-президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Андрей Булин.

Кроме диспетчеров, полосу контролирует еще и радар. Но внуковская техника, скорее, вводит в заблуждение, нежели помогает. Отметки на экране то исчезают, то вновь появляются - ну чем не НЛО.

Это аэропорт, откуда летают первые лица страны, включая российского президента. Кто-то списал смерть главы «Тоталя» на заговор, а кто-то на разгильдяйство. Во французской газете «Ле Паризьен» вышел анонимный комментарий пилота, мол, российские взлетные полосы - это минное поле. С этим согласны и здешние летчики.

«Томск, Нижний Новгород, Иркутск - много где. Если сравнивать эти полосы с европейскими, то их полосами вообще назвать нельзя - это проселочные дороги», - говорит летчик 1-го класса, командир Airbus А-320 Андрей Литвинов.

Даже в самом современном аэропорту полоса может быть не ремонтирована с советских времен. У терминалов и взлетно-посадочных полос разное финансирование. Все взлетные полосы в России - это федеральная собственность. А у аэровокзалов - свои владельцы. Например «Внуково» - собственность московской мэрии.

«Это акционерное общество, поэтому оно может не полностью принадлежать Москве. Но блокирующий пакет акций принадлежит Москве», - поясняет генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Внуковская полоса была отремонтирована три года назад. Но даже там шансов у разгоняющегося самолета не было. При скорости больше 200 километров в час и тумане летчики заметили машину в последний момент. Это показали самописцы. Что в итоге стало причиной катастрофы - погода, чья-то ошибка, халатность или все вместе - выяснит следствие. Впрочем, среди летчиков уже много лет ходит поговорка: когда на земле раздавали порядок, авиация была в воздухе.

←Пьяный водитель в Москве избил сотрудницу полиции после ДТП

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика