В крушении Falcon-50 обвиняют водителя снегоуборочной машины
Москва, 24 октября. Появление снегоуборочной машины на взлетном поле Внуково не было санкционировано. Подробности трагедии в московском аэропорту журналистам рассказал диспетчер воздушной гавани. Самому же водителю снегоуборщика в ближайшие два месяца предстоит отвечать только на вопросы следователей: суд оставил мужчину в СИЗО как главного подозреваемого. Напомним, самолет директора французского нефтяного концерна Total Кристофа де Маржери разбился накануне. Вместе с бизнесменом погибли три члена экипажа. Была ли это череда случайностей или все же роковая ошибка, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.
На судебной скамье Владимир Мартыненко так и сидит в том, в чем вытащили из помятого снегоуборщика - в рабочих штанах и спецовке со светоотражателями. Журналистам и следователям водитель аэропортового комплекса уже сказал все, что мог: как расчищал снег, как потом вместе с электриками, которые чинили фонарь на взлетной полосе, поехал к терминалу, но потерялся, как не видел и не слышал взлетающего перед ним самолета.
По словам сотрудников правоохранительных органов, установлено, что водитель снегоуборочной техники находился в состоянии алкогольного опьянения. 0,6 промилле, о которых говорят в СК, это примерно 100 граммов водки для обычного человека. Впрочем, адвокаты утверждают: их клиента оклеветали. У 60-летнего Мартыненко больное сердце и он не пьет.
В общем, так уж вышло, что своей специальной техникой он совершенно случайно зацепил стойку шасси французского легкомоторного самолета Falcon-50. Пилот попытался затормозить, уйти от удара, но было поздно. У самолета загорелся двигатель. Погибли все - три члена экипажа и глава нефтяной компании Total 63-летний Критоф де Маржери.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Депутат Госдумы предложил установить во Внуково памятник де Маржери
В России тут же возбудили уголовное дело о нарушении правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть. Во Франции тоже завели дело - о непредумышленном убийстве.
Во Внуково сначала все объяснили «трагическим стечением обстоятельств», а экс-глава «Аэрофлота», замминистра транспорта Валерий Окулов, отвечая журналистам, смог выдавить лишь одну фразу: «такое раздолбайство, что слов нет». Российские авиаэксперты говорят немного мягче. Главной проблемой они назвали случай, когда голова не дружит с техникой.
«Аэропорт - это зона повышенной опасности, зона, где происходит стыковка технологий и человеческого фактора. На этом стыке и возникают системные риски», - сказал руководитель Группы авиационного и аэропортового развития Карен Аракелян.
«В настоящее время следователи продолжают анализировать изъятую при первоначальных следственных действиях документацию, регламентирующую работу аэропорта и должностные обязанности конкретных сотрудников, продолжают опрашивать свидетелей и тщательно изучают все данные объективного контроля. Ведется работа с вещдоками, в частности с автомобилем, которым управлял Владимир Мартыненко», - сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Никаких ходатайств за своего служащего от аэропорта нет. Да что там говорить о каком-то простом рабочем со взлетной полосы, из-под начальства кресла вылетают. Заявления об отставке написали гендиректор Внукова Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Еще четверых сотрудников аэропорта задержали и допросили в качестве свидетелей. Адвокаты утверждают: администрации Внукова выгодно сейчас свалить всю вину в плохой организации безопасности на простого служащего.
«Никакой объективности и человечности в этом вопросе нет. Сегодня по указанию руководства был произведен акт насилия над человеком. Мой доверитель получил сотрясение мозга, у него есть скрытые повреждения, а ему до сих пор не предоставили врача», - заявил адвокат Александр Карабанов.
Тем временем воздушная гавань повышенной опасности продолжает работать в штатном режиме. И пока лишь одному человеку грозит тюрьма за авиакатастрофу - водителю снегоуборщика.
С главой нефтяной компании Total Кристофом де Мажери простятся в понедельник на родине в Париже. А черные ящики разбившегося самолета сейчас рассказывают историю своего последнего полета в лаборатории Межгосударственного авиакомитета. Их не трогали до прибытия французской делегации. Несколько часов назад совместная комиссия успешно скопировала записи переговоров экипажа и данные приборов с самописцев. По окончании следствия они будут обнародованы.
Добавим, в Межгосударственной авиационной комиссии пока не будут обнародовать расшифровку переговоров экипажа самолета Falcon. Однако выдержки могут появиться в итоговом отчете. О сроках публикации документа в МАКе пока не говорят.