Украинские радикалы штурмуют православные церкви

Источник материала:  
19.10.2014 17:33 — Новости Мира

Захваты храмов на Украине - следствие церковного раскола, который происходит в стране. Сейчас большинство украинских приходов подчиняется московскому патриархату. Именно они зачастую подвергаются нападениям националистов, которые считают, что на Украине должна господствовать православная церковь Киевского патриархата, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Олег Сычёв.

В Ровенской области представители «Правого сектора» захватили храм Украинской православной церкви Московского патриархата, потом передали его под юрисдикцию Киевского. Радикалы объясняют - мол, изгоняют «московских попов». Все происходит при поддержке местных жителей. Недавно в Ровенской области митингующие штурмовали еще один храм, вооружившись болгаркой.

В Московском патриархате бьют тревогу - так называемый «церковный сепаратизм» в последнее время набирает обороты.

«Такие случаи есть на Волыни, в Киевской области, на Буковине. Думаю, подобная технология и дальше будет внедряться и активно использоваться», - считает архиерей УПЦ Московского патриархата Георгий Коваленко.

Церковный конфликт на Украине тлеет не первый год. Все началось в начале 1990-х с раскола Украинской православной церкви. Занимавший в то время пост Киевского митрополита Филарет, в миру Михаил Денисенко, проиграл борьбу за патриарший престол РПЦ. После чего принялся за создание своего патриаршества в пределах Украины. Так в 1992 году возникла Украинская православная церковь Киевского патриархата.

«Эта церковь не признана ни одной православной церковью мира, не признана даже Католической церковью. Она не одна такая самопровозглашенная. Их на Украине шесть. Просто Филарет, как бывший митрополит, всегда ближе к власти, поэтому о нем говорят», - отмечает публицист, религиозный обозреватель Дмитрий Скворцов.

По состоянию на 2013 год Московский патриархат на Украине объединяет около 13 тысяч приходов и 191 монастырь, в то время как Киевский 4482 прихода и 49 монастырей. Позиции так называемого Киевского патриархата особенно сильны в западных регионах Украины.

Провозглашенная независимой при президенте Кравчуке, получившая всестороннюю поддержку при Ющенко после победы Майдана, самопровозглашенная церковь под лозунгами борьбы с московскими оккупантами продолжает свою экспансию на восток страны.

Для определения религиозной самоидентичности жители двух поселков Кибаки и Милиево Черновицкой области устроили церковно-политическое собрание. На повестку дня вынесли один вопрос - готовы ли прихожане местного храма перейти под крыло Киевского патриархата.

«Мы поняли из списков, что минимум 90% хотят перейти к Киевскому патриархату», - сказал глава Милиевской сельской рады Владимир Гафюк.
В большинстве своем прихожане, не особо вникая во внутрицерковные взаимоотношения, выбирают сердцем: раз Киев ближе, чем Москва, значит и церковь должна быть Киевского патриархата.

«Время изменилось, раньше никто не выбирал, ходили себе и все, а пусть и церковь будет украинской», - рассуждает прихожанка из села Милиево Мария Павлюк.
Черновицкий бунт вызван противоречиями в трактовке событий на востоке страны. Война на Донбассе значительно повысила рейтинги УПЦ Киевского патриархата, считает политолог Владимир Фесенко.

«Священники и руководство Московского патриархата заняли непатриотичную позицию, они отказываются отпевать украинских воинов, погибших в ходе АТО, не признают события на Донбассе войной с Украиной. Это называется братоубийственная война. Это приводит к тому, что значительная часть общин уходит к церкви, которую они считают более патриотичной», - поясняет политолог Владимир Фесенко.

Однако наметившаяся тенденция пугает прихожан, которые относят себя к Московскому патриархату. Мол, если так пойдет дальше, негде будет свечку поставить.

«Мы возмущаемся, что нельзя даже в храм будет ходить. Наши православные отцы говорили: это Троица Святая - Украина, Россия, Беларусь, это одна православная церковь. Сейчас происходит раскол», - переживает прихожанин Дмитрий.

Вспышки межконфессиональных противоречий возникают каждый раз, как только политические страсти в стране достигают предела. Череда событий последнего года расшатала и без того нестабильное положение церковных дел.

Вначале был Майдан. Священники УПЦ Московского патриархата старались предотвратить кровопролитие. Некоторым из них пришлось заплатить за это слишком дорого. Предстоятель одесского храма Святой мученицы Татьяны после внезапного обыска в его жилище был вынужден бежать из страны.

«Он служил молебен о мире, как священнослужитель на Куликовом поле, служил панихиду о погибших, возможно, это и стало причиной обыска в его квартире. Целью обыска было обнаружение сепаратистских материалов и листовок, в которых прослеживаются высказывания против Украины», - считает дочь священнослужителя Мария Мокрюк.

На следующее утро десятки прихожан собрались поддержать своего духовного отца.

13 августа в день избрания нового руководителя УПЦ Московского патриархата под стенами Лаврской святыни прошел митинг. Молодой человек в балаклаве с водяным пистолетом угрожает расправой будущему предстоятелю епископу Черновицкому и Буковинскому Онуфрию, если тот не будет выступать за создание единой поместной украинской церкви - по сути такой же православной, но полностью независимой от Москвы. С момента избрания нового главы канонической православной церкви митрополита Онуфрия прошло уже полтора месяца.

«Мы всегда были и будем открыты для диалога. Мы хотим объединения, но у нас есть свои принципы - это каноны православной церкви, и объединение может быть только согласного этим канонам», - заявил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Хотя с его фигурой связывали и надежды по преодолению церковных противоречий, и дистанцирование церкви от политики, время перемен еще не настало.

«Мы легко прощаем и не прощаем что-то политическим партиям, мы уже смирились с тем, что вытворяют в парламенте, но по-прежнему очень болезненно воспринимаем конфликты, когда речь идет о церкви. К ней не должна липнуть вся эта грязь», - говорит президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский.

Церковь вне политики, политика вне церкви, такая задача стоит не только перед третьим главой Украинской православной церкви, но и перед президентом Украины Петром Порошенко, который является прихожанином УПЦ Московского патриархата.

←Эксперты считают вступление Армении в ЕАЭС политическим шагом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика