Сергей Капков: «Театр зачастую исполняет функцию свистка на чайнике»

Москва, 16 октября. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков принял участие в дискуссии на тему цензуры, которая состоялась в день открытия форума «Культура. Взгляд в будущее» в Москве.
«Какой смысл обсуждать цензуру в театре или кино, если в России ежегодно снимается 3,5 тысячи телевизионных сериалов, из бюджетных денег, и качество этих сериалов никто никогда не обсуждал и лицемерно делают вид, что этот никак не влияет на нашу с вами жизнь, на общество», - сказал Капков. Глава департамента культуры отметил, что сам не знает, будет ли новое помещение у театра doc. или нет.
«Театр зачастую исполняет функцию свистка на чайнике. Это пришло 200 тысяч человек, поспорило, поучаствовало и ушло. Когда на сцену выпускают то, что каждый день мы проговариваем в кухонных разговорах, в обеденный перерыв - все говорят, вот, смелый поступок. Я, к сожалению, как министр культуры, не вижу в этом смелости. Это просто работа режиссера или другого творца - обозначать проблемы общества и формулировать общественную дискуссию», - сказал Капков.
По мнению культуролога Владимира Паперного, цензура - вещь необходимая и во многих случаях полезная. «Есть два типа цензуры, которые вредны: первый тип - это тот, который существовал в 30-е годы; а второй - это добровольная цензура. Очень часто люди отказываются публиковать книги и ставить спектакли, потому что думают, что «этого все равно не пропустят». Есть масса примеров такой внутренней, собственной цензуры, которая бежит впереди начальства», - считает Паперный.
Депутат, первый зампредседателя Комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко напомнила, что, согласно Конституции РФ, цензура в стране запрещена, однако, по ее мнению, культура - это система табу.
«Мне представляется, что вокруг этой темы больше страхов, чем действительных шагов государства. На сегодняшний день у нас нет института, который бы занимался запретами. В 90-е мы освободили от цензуры и от контроля практически все сферы искусства. И что мы получили - самоограничение художников не сработало: со сцены МХАТа, в кино стал звучать мат. Стали нарушаться традиционные ценности, которые складывались в течение веков, формировались сначала в рамках православной веры, а потом в рамках коммунизма», - заявила депутат.
«В обществе назрела необходимость некоторого ограничения свободы, - продолжила Драпеко. - Кроме того, хочу вам напомнить, что Европейская конвенция о правах человека говорит о свободе распространения информации, а сразу в следующем абзаце написано, что эта свобода может быть ограничена в целях защиты прав личности, безопасности государства и общественной нравственности. То есть общественная нравственность как категория существует и в международном, и в российском законодательства».
Оперная певица и член комитета по культуре Госдумы Мария Максакова отметила, что проголосовала за закон против мата, чтобы «уважить С.С. Говорухина». «Цензура - это косность и темность мышления. При умной кадровой политике эта проблема решается сама. Виват Капков!» - сказала она.