Выставка «Музей расизма» перфомансиста Бретта Бейли открылась в Москве
Москва, 13 октября. В российской столице открыли выставку, где в качестве экспонатов выставлены живые люди. В рамках фестиваля современного искусства «Территория» художник из ЮАР Бретт Бейли показал свой «Музей расизма». Это серия перформансов, посвященных угнетению «белыми» людьми афроамериканцев. Специально для показа в Москве художник отыскал и мигранта из Кыргызстана, чтобы показать, что расизм до сих пор существует даже в самых цивилизованных обществах, передает «МИР 24».
Обнаженная африканская женщина стала первым экспонатом «Музея расизма». Она не двигается, но настойчиво пытается заглянуть вам в глаза. Сюжет, достойный фильма ужасов, а история на пояснительной табличке пугает, как триллер. Трудно поверить, что точно так же в начале XIX века в Англии, Ирландии, а затем и Франции выставляли напоказ африканку Сару Бартман. Ее показывали голой на балах и светских приемах.
Другая инсталляция повторяет экспонат Музея Естественной истории в Лондоне в начале века XX-го. Среди чучел зебр, обезьян и антилоп стоят темнокожие мужчина и женщина. Их привезли в Англию, как трофеи. Есть «экспонаты» и из наших дней.
«Конечно, в моей жизни тоже присутствовал расизм. Например, меня часто останавливает полиция, чтобы проверить документы только из-за моего цвета кожи. Также при приеме на работу люди смотрят не на твой профессионализм, а на внешность. Расизма в XXI веке меньше, но он не исчез совсем», - говорит писатель Гидеон Эвердим.
Создателя перформанса художника Бретта Бейли западная пресса самого обвиняет в расизме. В Соединенном Королевстве правозащитники даже устраивали пикеты у входа на его выставку. Но он воспринимает нападки спокойно, говоря, что они доказывают, что его художественная провокация все-таки достигла цели.
«Люди, которые обвиняют меня в расизме, не видели нашу выставку. Они судят о ней по фотографиям в газетах. Конечно, вы видите снимок обнаженной африканки с цепью на шее и первая ассоциация - это сексуальное насилие, унижение. Но это не так. Нашу работу нужно увидеть собственными глазами, чтобы встретиться взглядом с артистами, почувствовать их эмоции», - говорит Бретт Бейли.
Бретт родился в ЮАР и застал времена апартеида, поэтому его всегда волновал расизм. Кстати, политике «разделения» посвящен отдельный экспонат - женщина, сидящая за решёткой. Это история семьи, в которой мать была белокожей, а отец и дочь темнокожими. Они не имели права жить вместе и даже просто встречаться. Им запрещено было даже сидеть на одной лавочке в парке. Перформанс исполняет писательница и художница Коул Верховен.
«Во всех странах люди реагируют по-разному на нас. Например, в Голландии публика более раскрепощенная, она не стесняются прямо смотреть в глаза, а в Польше наоборот, все прячут взгляд. Что касается России, то тут люди тоже не слишком стремятся перехватить мой взгляд. Но несколько контактов были очень глубокими. Две девушки не сдержались и расплакались прямо в музее», - говорит писатель, художник-перформансист Коул Верховен.
В каждой стране Бретт Бейли старается найти свои истории, связанные с расизмом. В России, по мнению художника, из-за этого страдают мигранты из стран СНГ. Рабочий из Кыргызстана Илхамжан Абдукахаров каждый день стоит без движения ровно 100 минут. После завершения перфоманса едва сдерживает слезы и с трудом подбирает слова, ведь для него эта выставка дань памяти двоюродному брату.
«Я как-то чувствую, что для меня имеет культурно-воспитательное значение. Знаете, в 2007, семь лет назад, в Москве убили моего двоюродного брата. Он был жертвой расизма», - говорит рабочий Илхамжан Абдукахаров.
«Музей расизма», конечно, шокирует, поэтому организаторы ограничили вход на выставку. Сюда пускают только тех, кому исполнилось 18 лет, а и на просмотр нужно записываться заранее.