«Исламское государство» как эпидемия: Терроризм превращается в вирус

Источник материала:  
12.10.2014 17:25 — Новости Мира

Москва, 12 октября. Борьба с исламскими радикалами уже стала одним из главных приоритетов в мире. Об этом все чаще говорят видные мировые политики и лидеры держав. И опасения их небеспочвенны: территория так называемого Исламского государства расширяется день ото дня. В планы завоевателей входит и Россия. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров разбирался, что помогает террористам не просто обороняться, а процветать.

В интернете появились кадры, как видный государственный деятель посещает школу. Не совсем обычное учебное заведение находится то ли в Сирии, то ли в Ираке, и называется «Учебный центр для молодых моджахедов». Вместо привычного чиновника - полевой командир, потому и открытый урок соответствующий.

А тем временем уже точно в Сирии проходит массовое мероприятие. Небольшой митинг, а затем вместо концерта - публичная казнь. Явление вполне привычное для территорий, подконтрольных организации «Исламское государство». Впрочем, иногда все проходит по упрощенной схеме: боевики одновременно казнят десятки курдов-езидов. Просто выгружают из машины и расстреливают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Исламское движение Узбекистана» хочет примкнуть к ИГ

Авторами роликов выступают сами боевики. Изобличающими свои материалы не считают, скорее наоборот, называют их пропагандистскими. Выкладывают видео в сеть и активно продвигают. По мнению исламоведа, доктора исторических наук Ефима Резвана, у боевиков тактика под названием «лучше с нами не связываться».

И такой подход срабатывает. В отличие от «Аль-Каиды» «Исламское государство» может предложить не только кнут, но пряник. Организация обладает невиданными для экстремисткой группировки ресурсами. Годовой бюджет под $2 млрд, а главное - своя территория, где исламисты организовали так называемый халифат. «Они платят социальные пособия, причем не такие маленькие. Они создают инфраструктуру - не только военную, но и гражданскую. Пытаются привлечь на свою сторону ученых, технарей и платят немалые деньги», - отметил ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Аджар Куртов.

Уже сегодня зона контроля «Исламского государства» простирается от Алеппо на севере Сирии до провинций на востоке Ирака. Но это только начало, говорят идеологи группировки. В интернете появился так называемый пятилетний план расширения. Судя по карте, ограничиваться только Ближним Востоком исламисты не намерены.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Политолог: ветераны ИГИЛ могут вернуться в Центральную Азию

Идея создания суннитского халифата весьма популярна в мусульманском мире. «Исламскому государству» уже удалось договориться с другими группировками, такими как «Талибан», «Исламское движение» Узбекистана или «Боко Харам». Добровольцы едут с самых разных регионов мира. Из Северной Африки, например, из Туниса, Марокко и Алжира. Из Евросоюза - прежде всего, из Англии и Франции. Из стран СНГ, в том числе с российского Поволожья, со всего Кавказа и Закавказья, из Средней и Центральной Азии, Афганистана и Пакистана. И даже из Индонезии. Путь у всех желающих, как правило, один: сначала они попадают в Турцию, затем направляются в Сирию или Ирак.

Русская речь на видеоотчетах с Ближнего Востока звучит довольно часто. Количество россиян, воюющих на стороне боевиков, эксперты оценивают по-разному: от нескольких сотен человек до двух тысяч. Русскоязычных еще больше.

В интернете появился ролик, как присягу на верность «Исламскому государству» от полевых командиров с Северного Кавказа принимает один из главных руководителей военного крыла. Зовут его Омар аль-Шишани. Недавно включен США в список самых опасных террористов в мире. А вот дом, где родился и вырос один из самых авторитетных полевых командиров, находится в маленькой деревушке Биркиани в Панкиском ущелье в Грузии. Отец террориста из видеоролика - пенсионер Темур Батирашвили. Живет скромно, все хозяйство - две курицы и десяток цыплят.

Настоящее имя Омара аль-Шишани - Тархан Батирашвили. Отец - православный грузин, мать - чеченка, мусульманка. Впрочем, в юности религией будущий террорист интересовался мало. После срочной службы в грузинской армии решил продолжить военную карьеру. Участвовал в осетинском конфликте 2008 года. Следил за российскими танками и передавал их координаты артиллеристам. Получил сержанта, но затем заболел туберкулезом, а после - был отстранен от службы.

«Потом он старался зарабатывать на жизнь. Ездил в Турцию и привозил вещи на продажу. Как-то ночью к нам пришли незнакомые люди. Они обыскали дом, и под диваном, который стоял в коридоре, обнаружили коробку с пулями, которую я раньше никогда не видел», - рассказал Темур Батирашвили. Он уверен, что его сына подставили. Тархан получил три года за хранение оружие, отсидел больше половины срока, а затем вышел по амнистии.

«Он старался устроиться на работу. Хотел восстановиться на военную службу. Даже ходил к Бачо Ахалая, но его не приняли. После неудачных попыток он мне сказал: «Отец, я этой стране больше не нужен». А после он уехал и тех пор я его не видел и не слышал», - сообщил отец будущего террориста.

Историю Тархана вполне можно назвать типичной. Не найдя себя в обычной жизни, человек становится легкой добычей для разного рода проповедников которые объясняют, кто виноват в его несчастьях. Пропаганда ведется и в молельных домах, и в халяльных кафе. Но основной и первый источник - интернет. У нынешних экстремистов есть и технические средства, и деньги на раскрутку своих сайтов. Активная агитация идет и в соцсетях, в том числе российских. Здесь можно найти десятки аккаунтов, которые пока не блокируются.

←Минобороны России: военные начали отходить от границы с Украиной

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика