Курбан-байрам по-дагестански

Источник материала:  
05.10.2014 20:26 — Новости Мира

Москва, 5 октября. В эти дни мусульмане отмечают один из своих главных праздников. Курбан-байрам. Он завершает обряд хаджа - паломничества в Мекку. В праздник положено не только молиться, но и принимать гостей. Неотъемлемая часть также - жертвоприношение животных. Жертвенным мясом положено делиться с бедными. Кстати, корнями эта традиция уходит в христианский Ветхий Завет. Когда в жертву вместо сына Исаака Авраам принес барана. В Дагестане по случаю исламского праздника глава республики Рамазан Абдулатипов объявил три дня выходными. Чтобы почувствовать колорит Курбан-байрама на Кавказе, в Махачкалу отправился корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

Центральная мечеть Махачкалы. Рано утром в субботу на праздничный намаз и проповедь пришли более десяти тысяч человек. Курбан-байрам - один из самых значимых исламских праздников. В этот день завершается паломничество в Мекку - хадж. Впрочем, празднуют и те, кто пока не смог добраться до Саудовской Аравии. Мусульманам напоминают о единстве и милосердии.

«Праздник увековечивает историю великого жертвоприношения праотца мусульман - Авраама. Когда тот был готов принести в жертву своего сына и Всевышний выкупил у него сына барашком», - рассказывает имам центральной мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев.

Жертвоприношение животных - ритуал, без которого представить себе Курбан-байрам невозможно. В России по поводу этого действа было много споров, ведь иногда баранов резали прямо на улицах. В Дагестане проблему решили кардинально - для забоя скота отвели специальные площадки. А совершать ритуал в общественных местах запретили. За нарушение - штраф.

На площадке на окраине Махачкалы во время праздника не протолкнуться. Сюда съезжается весь город. Здесь и рынок, и скотобойня. Территория разделена на три секции. В одной барана можно купить, во второй принести в жертву, в третьей - освежевать и разделать.

Для жертвоприношения подходят только животные без видимых повреждений. А потому выбирают их тщательно. Удовольствие не из дешевых. Цена за одного барана - от 5 до 13 тысяч рублей. В зависимости от породы и веса.

Для забоя на площадке вырыты несколько сточных канав. Как только они заполняются кровью, ее присыпают землей. На этом участке только мужчины. Детям, кстати, смотреть не запрещают: мол, пусть привыкают и учатся. Барана валят головой в направлении Мекки, потом совершают короткий обряд.

Части разделанной туши упаковывают в пакеты. По традиции, себе оставляют максимум треть. Остальное раздают родственникам, соседям и малоимущим. Под этим навесом собирают пожертвования для медресе.

«По лицам людей, по настроению, по тому, как они приносят жертву, видно, какое значение имеет праздник. Самое главное, этот праздник служит причиной сплочения людей», - отмечает муфтий, председатель Духовного управления мусульман Дагестана Ахмад Хаджи Абдуллаев.

Впрочем, ехать в пригород Махачкалы хотят не все горожане. Некоторые предпочитают резать баранов в своих дворах. Особенно люди состоятельные - благо место есть.

Нурмагомедом Гамзатов действует строго по правилам. Мясо сортирует, что-то собирается отвезти матери, а вот за своим подарком пришел его сосед. Из оставшихся частей его жена готовит угощение. В доме ждут гостей.

Над лестницей в доме Нурмагомеда висит большая таблица с цитатой из Корана. Отрывок на арабском бизнесмен заучил наизусть. И хотя его дословного перевода не знает, верит, что произнесенный вслух текст может защитить от напастей.

«Сыну уже 22 года, когда я прочитаю молитву, чувствую себя покойнее», - говорит предприниматель Нурмагомед Гамзатов.

О безопасности Нурмагомед заговорил не случайно. Долгое время Дагестан был самой горячей точкой на карте России. Вражда на почве религиозного противостояния. Теракты следовали один за другим, а их жертвами становились и рядовые жители, и высокопоставленные чиновники, и духовные лидеры. Так, в 2012 году в своем родовом селе Чиркей был убит шейх Саид Афанди Чиркейский - один из самых авторитетных проповедников традиционной для республики ветви ислама суфизма, отличающейся миролюбием, аскетизмом и религиозным прилежанием. С момента убийства прошло два года, а на могилу шейха по-прежнему каждый день приходят десятки людей.

Имя Саида Афанди теперь носит местный вуз. Институт теологии, несмотря на свое название, является светским учреждением. Работает по стандартам Минобразования, хотя есть и специфика.

«Право, изучение корана, но есть и блок абсолютно нерелигиозных дисциплин - социология, культурология, философия», - перечисляет ректор Дагестанского теологического института Керим Гафуров.

Сельский университет, работающий по принципу кампуса, явление необычное. А его руководство - люди изобретательные. Не хватает квалифицированных кадров - проводят дистанционное обучение. Например, урок ведет профессор из Москвы.

Нет денег на лицензионное программное обеспечение вроде Windows - ставят бесплатный Linux. Его тут даже в шутку называют халял-софт. Ну а своей основной задачей преподаватели считают борьбу с религиозным экстремизмом.

«Цивилизованный человек, прежде всего, ищет точки соприкосновения, а не противоречия», - говорит Керим Гафуров.

Хотя борьба с радикалами дело опасное. Есть в Чиркее и свое телевидение - вещает сразу на несколько районов. Сейчас работает без главного редактора, двоих предыдущих убили за их расследования и репортажи. Впрочем, редакция не разбежалась. Сотрудники уверены - их дело правое.

«Тем, кто боится, предлагают уйти с работы. Но за все время никто из-за страха не уволился», - рассказал сотрудник телеканала ТВ-Чиркей Шахпан Магомедов.

Есть в Дагестане и примеры иного рода - как можно и нужно решать этнические или религиозные проблемы. Город Дербент. Местная мечеть - одна из пяти старейших в мире, построена в 8 веке нашей эры. Уникальный случай: шииты и сунниты молятся здесь по очереди. В городе уживаются самые разные культуры. Вот, репетируют артисты лезгинского театра. А через квартал от них готовится к спектаклю труппа, которой руководит отец певицы Жасмин Лев Манахимов. Это уже горские евреи, причем говорят они на фарси. Кстати, в 2006 году Дербент даже получил премию ЮНЕСКО за содействие толерантности и ненасилию.

←Председатель ПАСЕ: Ассамблея может полностью приостановить членство России

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика