Приграничные связи: жители Атырау живут сразу на два государства
Астана, 5 октября. На последней встрече в Атырау президенты России и Казахстана договорились развивать приграничные связи. Пожалуй, яркий пример такого сотрудничества - город Атырау. До Астрахани - ближайшего крупного российского города - около 300 километров. Вот и живут горожане сразу на два государства. О взаимной выгоде на стыке Европы и Азии - корреспондент «МИР 24» Бауржан Апсеитов.
Мост через реку Урал - главный символ и достопримечательность современного Атырау. Для жителей города он служит быстрой переправой с одной части города в другую. А для туристов это условный ориентир разделения континента
Евразия на две половины - европейскую и азиатскую. А до российской границы отсюда и вовсе около 300 километров.
В этом небольшом магазине как нигде ощущается близость двух государств. На прилавках - товары из России. Здесь их вдвое больше, чем казахстанских. Сказывается соседство с Астраханью и Самарой.
«Покупатели предпочитают брать российские колбасы, сыры и молоко. В первую очередь, из-за качества. Устраивает их и цена. Она чуть дешевле казахстанских. Продукты нам привозят из соседних регионов еженедельно», - рассказывает продавец Наргиз.
На пятачке таксистов каждого водителя горожане знают чуть ли не поименно. Вот и Алексей для земляков почти свой человек. Больше пяти лет он возит на российскую границу челноков. Это основной заработок. Сегодня у него это уже третий рейс.
«Там они берут по оптовой цене, поэтому выходит дешевле. А в магазинах цены примерно везде одинаковые. Везут из-за разницы в оптовых ценах», - поясняет таксист Алексей.
Рассказывает, что от клиентов нет отбоя ни днем, ни ночью. Лишь жалуется на республиканскую трассу между городами. «Там не дорога, а как после бомбежки», - говорит Алексей.
Зураб Бобохидзе тоже живет на два государства. В России закупает товары, в Казахстане реализует. Правда, он не мелкий челнок, а крупный предприниматель. Последняя партия груза - оборудование для станции техобслуживания современного образца.
«Я убедился, что российское оборудование ничем не хуже европейского. Во-первых, европейское оборудование стоит намного дороже и выполняет по сути, те же функции, что и российское сегодня», - отмечает предприниматель Зураб Бобохидзе.
Бобохидзе здесь уже полвека. Переехал в Казахстан из Грузии. Бизнес ведет лет двадцать. Теперь называет Атырау чуть ли не лучшим городом для ведения бизнеса. А приграничный статус - главным плюсом.
В прошлом Гурьев, а ныне, в годы независимости - Атырау, что с казахского переводится, как «лагуна» - город на стыке азиатской и европейской культур. Под стать и городская среда. Одна часть - современная, с высотными стеклянными зданиями и дорогими кварталами, другая - советская, с «хрущевками». Сегодня в Атырау проживает чуть больше 200 тысяч человек. Город хоть и не большой, но все же считается нефтяной столицей Казахстана.
Самое крупное производство в регионе - Атырауский НПЗ. В год здесь перерабатывают до пяти миллионов тонн сырой нефти. Сырье сюда поставляют из соседних регионов - Мангышлака и Актобе. Чтобы получить качественное топливо, казахстанская нефть проходит несколько этапов отчистки от примесей.
«Нефть обессоливаем и обезвоживаем, чтобы в составе нигде не было механических примесей, солей и воды», - сообщил старший оператор установки ЭЛОУ-АТ №2 Сатыбалды Сапаргали.
Предприятие начали строить в военных условиях - в 1945 году. Проект завода выполнили американцы. Но позже его скорректировали местные инженеры. Уже в 60-ые годы прошлого века Атырауский НПЗ взял курс на увеличение мощностей и строительство дополнительных установок.
«Оборудование обновляется каждый год, фактически установка идеально работает», - уверяет начальник установки ЭЛОУ-АТ №2 Медет Зинуллиев.
Процесс модернизации напрямую влияет на объемы производства топлива. Сейчас из тонны сырья здесь получают меньше, чем могли бы. И, тем не менее, бензин и дизель из Атырауского НПЗ идет во все регионы республики. За ГСМ сюда приезжают даже из России. В первую очередь, из-за цены - в Казахстане она дешевле в несколько раз. Кооперировать углеводородную сферу теперь решили и на высшем уровне.
«В Казахстане осуществляются и планируются серьезные инвестиции в добычу нефти, это создает возможности для хорошей взаимовыгодной кооперации», - заявил заместитель председателя правления «Национальная палата предпринимателей Казахстана» Рахим Ошакбаев.
Сегодня Казахстан и Россию разделяет одна из самых протяженных сухопутных границ в мире, но на экономические связи это не влияет. Сегодня товарооборот между странами оценивается в 26 миллиардов долларов.