Путин и Назарбаев в Атырау обсудят сотрудничество в углеводородной сфере
Атырау, 30 сентября. Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев приедут сегодня в Атырау, чтобы поучаствовать в 11-м форуме межрегионального сотрудничества. Главная тема встречи – инновации в углеводородной сфере, рассказывает корреспондент «МИР 24».
Атырау – город на стыке двух континентов и нескольких исторических эпох. По реке Урал проходит граница между Европой и Азией, а история города делится на советское «до» и нынешнее «после».
В составе царской России, а потом и Советского Союза, этот город носил название Гурьев – в честь астраханского купца, который первым и освоил эти земли, а свое современное название «Атырау» – в переводе «лагуна» – он получил с обретением независимости Казахстана.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин и Назарбаев примут участие в Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана
Впрочем, основные занятия местных жителей с тех пор мало изменились. В Атырау веками занимаются рыбной ловлей и перерабатывают нефть.
Крупнейшее предприятие города – Атыраусский нефтеперерабатывающий завод. Из сырья, которое поступает сюда из соседнего Мангышлака и Актюбинска, производят бензин, за которым ездят даже из России.
Его производство – процесс небыстрый, и включает в себя несколько этапов. Вначале в огромных печах величиной со среднюю пятиэтажку его разогревают до температуры 385 градусов по Цельсию, чтобы потом поделить на фракции и пустить на дальнейшую очистку от вредных для экологии примесей.
«Нефть обессоливаем, обезвоживаем, чтобы в составе нефти не было механических примесей, солей и воды», - уточняет старший оператор установки ЭЛОУ-АТ №2 Сатыбалды Сапаргали.
Несколько лет назад на заводе, построенном еще с окончанием Великой Отечественной войны, произвели масштабную реконструкцию. Уже в недалеком будущем на заводе начнут выпускать топливо более современного экологического класса – «Евро-4». Пока же здесь показывают эту установку, разработанную по американской технологии руками японских инженеров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин высоко оценил работу по подготовке Конвенции о статусе Каспия
При помощи этой установки производят дизельное топливо с низкой температурой застывания. Если обычный вариант замерзает уже пяти градусах мороза, то производимая здесь солярка способна работать даже в лютые морозы.
Температура здесь вообще одно из ключевых понятий. С бензином носятся, как с маленьким ребенком, то и дело норовя воткнуть ему градусник и поставить нужный диагноз – годится ли бензин для использования в двигателях или нет.
Если температура тридцать и бензин начинает испаряться, значит все в порядке, выдает свое заключение лаборантка Бабегим Ескалиева, и можно приступать к водным процедурам, считать количество капель выделяется при испарении топлива.
«Чтобы капли посчитать, за десять секунд должно падать 20-25 капель, или в минуту капать 2,5 кубических сантиметров их конденсата», - подчеркивает лаборант химического анализа Бабегим Ескалиева.
Но не только черным золотом может похвастаться Атырау. За пределами Казахстана этот город знают, в том числе, и как родину теперь уже голливудского режиссера Тимура Бекмамбетова.
Создатель культовых фильмов в Атырау родился и вырос. Здесь же закончил школу с углубленным изучением английского языка, который потом ему пригодился уже в Америке.
Юный Бекмамбетов, рассказывает его бывший учитель физики Виктор Распутин, был парнем рослым, и потому его сажали подальше от доски. Но на тяге к знаниям это не сказалось. Больше всего на свете будущий режиссер любил рисовать.
«Он был одним из тех, кто делал дружеские шаржи на своих одноклассников. Тогда футболки только появлялись, и он расписывал эти футболки и дарил их друзьям на память. Прослеживался такой интересный момент», - говорит учитель физики Бекмамбетова Виктор Распутин.
Наконец, Атырау известен своими мостами. В частности, здесь находится самый длинный в Евразии пешеходный мост – около полукилометра.
Своеобразным мостиком между Россией и Казахстаном служат тесные экономические связи. За последние десять лет объем сотрудничества между странами вырос почти в шесть раз и сегодня превышает 26 миллиардов долларов – колоссальные даже по нефтяным меркам деньги.