Экспресс-рейд по Восточной Сибири: с чего начинается Байкал (ФОТО)
Восточная Сибирь - часть Сибири, которая включает в себя азиатскую территорию России от Енисея на западе до водораздельных хребтов, идущих вдоль Тихого океана на востоке.
Площадь Восточной Сибири поистине огромна — 7,2 млн км². Большая часть этой территории занята таежным Среднесибирским плоскогорьем, сменяющимся на севере тундровыми низменностями, на юге и востоке высокими горными хребтами Западных и Восточных Саян, горами Забайкалья и Яно-Колымского края.
Здесь расположены озера Байкал и Таймыр, здесь текут крупнейшие реки России — Енисей и Лена. В Восточной Сибири путешественник может найти сразу три моря - Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское. Самый старый заповедник в нашей стране - Баргузинский - также находится здесь.
Чтобы выяснить, чем же этот край так привлекает туристов со всего мира, в Восточную Сибирь отправился Петр Королев. Ему слово.
Около месяца назад я провел экспресс-рейд по Сибири с посещением четырех городов, и сегодня я открываю серию очерков об общим названиям «Восточно-Сибирская Экспресс-Экспедиция» (сокращенно ВСЭЭ). Началом очерка станет репортаж о железнодорожной жизни неподалеку от станции Слюдянка-1, с которой для значительного количества туристов начинается приключения на Байкале. И, поскольку железная дорога в Сибири - основной вид транспорта, то начинать именно с ЖД-репортажа, наверное, оправданно. Заранее прошу прощения у ЖД-профессионалов за вольность формулировок, я всего лишь фотограф и специфической терминологией не владею. Итак, в путь!
Станция Слюдянка-1 - одна из самых известных станций Транссиба, расположенных на Байкале и в его окрестностях. Тут останавливаются все пассажирские поезда, именно отсюда начинаются путешествия по Кругобайкальской железной дороге. Разумеется, тут же находится и большая сортировочная станция грузовых поездов, так как именно перевозка грузов и обеспечивает основной трафик на Транссибе.
Прежде чем показать собственно Слюдянку, не могу умолчать об участке Транссиба между Иркутском и Байкалом. В моем условном рейтинге красоты железных дорог этот участок занимает второе место. Красота окрестных пейзажей невероятная, и особенно хорошо преодолевать это место утром, когда солнце освещает пологими лучами сопки, над которыми еще не поднялась нефотогеничная дневная дымка. Когда-то давно Транссиб из Иркутска к Байкалу шел иначе - по берегам Ангары до самого озера, а потом сворачивал уже по его берегам. В 1940-50-е годы построили новый отрезок пути через окружающие Байкал горы, и, наверное, это кардинально улучшило виды из окна поездов. Дорога петляет между сопками, и локомотив медленно поднимает пассажирские поезда к перевалу.
Обратите внимание, что поезд, в котором я все это снимал, раскрашен не в традиционные для РЖД цвета. Это поезд китайского формирования Москва-Пекин №4. Пару слов о иностранных поездах. Если вам по каким-то причинам надо будет передвигаться на любом отрезке от Москвы до Улан-Удэ по железной дороге, отбрасывайте сомнения в сторону и выбирайте (в случае возможности) именно поезда на Пекин и в Улан Батор. Китайские и монгольские поезда самые быстрые на Транссибе, а стоят они несколько дешевле, чем раскрученная и дорогая «Россия» №1/2. К тому же «Россия» проходит Байкал ночью в оба направления, что совсем не комильфо.
Поезд от Иркутска до Слюдянки идет около двух часов. Первые часа полтора до станции Адриановская поезд поднимается вверх, крутясь между сопками. А потом, начинается невероятной красоты пейзажи. Потом по левому борту можно увидеть Байкал, причем с относительно большой высоты.
После чего начинается то, что называется «Байкальскими петлями» или «Байкальским серпантином»: поезд методично спускается к озеру по замысловато проложенному в сопках маршруту. Тут интересен эффект параллельной дороги - кажется, что на противоположном склоне сопки еще одна железная дорога, идущая туда же, что и ваша, но нет, это тот же путь, ваш, только через 10 минут. В двух местах в горах пробиты тоннели.
Ну вот, дорога преодолела примерно половину спуска и наконец-то открывается прекрасный вид на озеро, поселок Култук и город Слюдянку. Где-то внизу по побережью проходит КБЖД, один из главных туристических аттракционов окрестностей.
А вот и сама КБЖД и станция Култук. Впереди виден Шаманский мыс, о котором мы подробно поговорим в следующих рассказах в ВСЭЭ.
Еще один вид на Култук и Шаманский мыс.
Не знаю, с какой периодичностью, но из Иркутска сюда часто приезжает туристический поезд до станции Байкал, расположенной в конце КБЖД. Поезд представляет собой обычную электричку типа "экспресс", которая делает в Слюдянке длительную остановку, и ее пассажиры массово выходят на станцию - кто покурить, кто поснимать, кто за рыбой, кто за выпивкой.
Пока пассажиры затариваются, к электричке прицепляют специальный тепловоз, который несколько часов будет везти туристов по берегу Байкала.
А затариваться на станции есть чем! Вот, например, что знает, что в этом павильончике продают и почему он так называется? Москвичи не знают, и я не знал, а теперь знаю.
В позной продают позы - большие и вкусные сибирские пельмени.
Вокзал станции Слюдянка-1 построен в 1905 году, и хорошо отреставрирован. Хорошо, да не полностью... Но выглядит прекрасно - это единственное в России здание, целиком построенное из мрамора.
Несмотря на историческую и архитектурную ценность, в Слюдянском вокзале недодумали самую малость - сделать хороший туалет. Мало того, что входной билет в это помещение стоит 13 рублей (показ билета на персонал вокзала не действует), так оплачивать вход надо у дежурного по станции, а потом как-то самостоятельно озаботиться поисками туалетной бумаги и средств минимальной дезинфекции... Лучше бы РЖД-начальство сортиры бы прибрало как следует, чем покупать очередных {...} и строить очередные {...}. А то перед туристами и интуристами стыдно, которые огромные деньги платят за эти поездки.
Со стороны платформ вокзал выглядит тоже неплохо.
Пока мы рассматривали красоты Слюдянского вокзала, туристический поезд уехал далеко по КБЖД. Красно-серый пунктир у берега в левой части снимка - это и есть та самая электричка с 2-3 кадров пораньше.
Впрочем, о Слюдянке поговорим в следующих постах, а сегодня у нас железная дорога. Товарняки к Слюдянке спускают большие и мощные электровозы.
Если поезд едет в западном направлении, к нему сзади пристраивается еще более мощный трехсекционный толкач
Редкое исключение: вагон технической службы везет небольшой электровоз Э5К-012
Но обычно тут работают локомотивы потяжелее, как ВЛ80, например.
Или ВЛ-85, который является одним из самых мощных электровозов в мире.
Стук колес товарняков разносится на много-много километров вокруг.
Иногда по Транссибу ездят и обычные электрички, но их тут немного, 3 или 5 рейсов в день.
Здесь, как и на Дальнем Востоке встречается особенно много электровозов марки «Ермак», которых почти и не найти в европейской или уральской части России.
Иногда «Ермак» сцепляют с ВЛ-85.
Станция Слюдянка-1, вид с запада.
И вид с пешеходного моста.
Осторожно, двери закрываются, следующая станция Утулик В следующей части репортажа смотрим на Байкал и Шаманский мыс.
Петр Королев