Главы «шанхайской шестерки» упростят пропуск автомобилей на границе
Душанбе, 12 сентября. В Душанбе сегодня стартует второй день работы саммита ШОС. Главы государств встретятся в узком составе и обсудят вопросы развития сотрудничества в сфере безопасности, а также положение дел в регионе и мире, рассказывает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Быков.
Самый плотных график – у российского президента Владимира Путина. Сегодня он проведет сразу несколько встреч на высшем уровне.
В частности, он переговорит с президентами Казахстана и Ирана. С Нурсултаном Назарбаевым Путин встречается уже шестой раз в этом году. На нынешней встрече главы государств обсудят вопросы укрепления сотрудничества в области экономики, атомной энергии и космоса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин: Москва рассчитывает на развитие отношений с Узбекистаном во всех сферах
Речь пойдет о создании на Байконуре нового космического комплекса «Байтерек». Во время второй встречи – с лидером Ирана – Владимир Путин обсудит вопросы укрепления торгово-экономического сотрудничества, включая проекты поставок иранской нефти на бартерных условиях.
Также сегодня на саммите планируется подписать соглашение об упрощении пропуска автомобилей между Казахстаном и Китаем.
Казахстанско-китайская граница – пункт пропуска Хоргос: скопление грузовиков здесь дело обыденное. В очереди на досмотр можно простоять неделю, а то и дольше. Вместе с грузом на границе ночуют водители, а издержки от простоя несут транспортные компании.
«Бюрократия, оформление документов – все это требует времени. Граница не справляется. Соответственно, повышается цена. Люди, по сути, там живут», - отмечает директор ТОО «Мультимодал Логистикс» Роман Милютин.
Избавить перевозчиков от груза бюрократических проблем должно соглашение об упрощении автомобильных перевозок в рамках «Шанхайской шестерки».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин заявил о важности постоянного диалога России, Китая и Монголии
Россия, Китай и страны Центральной Азии договорились о взаимном признании ряда национальных документов, например, водительских прав. Стороны также решили отказаться от лишних формальностей при прохождении границы.
«Ускоряется доставка товаров . Ускорение может составить до 50% времени в зависимости от того, в какой регион доставляется. Как минимум, мы будем выигрывать на границе несколько дней, что для некоторых скоропортящихся товаров очень важно», - подчеркивает заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Скорость прохождения таможни лишь вершина айсберга, утверждают эксперты. На самом деле, соглашение – это часть большой экономической игры. Ее задача – связать крупнейшего в мире производителя товаров – Китай – с крупнейшим потребителем – Европой. Причем, связать самым коротким путем – через страны Центральной Азии и Россию.
Увеличение скорости доставки приведет к сокращению транспортных издержек, а, следовательно, к снижению стоимости китайской продукции для простых потребителей.
«В России неэффективность логистики в цене товара содержит до 23-24%. Это нонсенс. В Норвегии, Германии цена транспортных издержек в цене товара составляет 10-13%», - говорит президент Евроазиатской Логистической Ассоциации Николай Титюхин.
На реализацию этой идеи, впрочем, потребуется время. По разным оценкам, от пяти до десяти лет. Главная проблема – дороги. Не секрет, что китайский хайвэй на российской границе упирается в бездорожье.
Необходимо также строить логистические терминалы и расширять пропускную способность железнодорожных путей.