Российских туроператоров погубил «принцип МММ»

Источник материала:  
24.08.2014 19:49 — Новости Мира

Москва, 24 августа. Уходящее лето добавило россиянам поводов для паники. В разгар туристического сезона турфирмы одна за другой объявляли о своем банкротстве. Смертный приговор себе вынесли даже лидеры рынка - такие крупные игроки, как «Лабиринт» и «Нева». На сорванный отдых также жалуются клиенты брянской «Милана-Тур» и петербургского «Атласа».

В правительстве ситуацию признали критической. У чиновников есть подозрение, что некоторые туроператоры работали по принципу финансовой пирамиды. Сейчас это выясняют следователи. Власти обещают реформировать отрасль, пока же рекомендуют россиянам отдыхать в своей стране. Формула этого лета - отпуск, солнце, коллапс. В чем причины кризиса и есть ли альтернатива заграничному отдыху, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Александр Бережной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Плохой сезон и санкции Запада разорили турфирму «Нева»

Вместе с турфирмой «Нева» канули в Лету и деньги за путевки более чем 20 тысяч человек. С этой петербургской турфирмы все началось. Сейчас количество пострадавших уже превысило 70 тысяч. 16 июля туристическая фирма «Нева» официально заявила о приостановке деятельности, не дотянув год до четвертьвекового юбилея. Рухнул ветеран рынка. Но и в состоянии падения он продолжал торговать путевками - последние продал 15 июля. Был ли в этом мошеннический умысел, решит суд. Но за несколько дней до этого клиентов «Невы» уже не принимали в отелях Греции. Туристы узнали об этом во время трансфера. Чтобы не ночевать на улице, номера россияне оплатили дважды - теми деньгами, которые рассчитывали потратить на рестораны и морские прогулки.

«Одному из наших туристов Турпомощь ответила через несколько дней, мол, поскольку «Нева» не банкрот, они помочь не могут», - рассказывает клиент туроператора «Нева» Татьяна Мейснер. Тогда брошенные на острове Родос туристы решили писать видеообращения и размещать их в сети.

Вскоре сошла с дистанции и туроператор «Лабиринт» после 16 лет работы. Низкая стоимость путевок для клиента, по словам аналитиков, лежит в основе краха операторов.

«Часть компаний в начале 2000-х пошла на применение демпинга как основного маркетингового инструмента. То есть начала системно продавать пакеты по себестоимости или ниже», - поясняет руководитель пресс-службы Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев.

Как можно вести бизнес, отдавая товар с убытком для себя? Российские туроператоры делали ставку на доверительные отношения с авиаперевозчиками и отелями - то есть работали в долг. Схема выглядит так. Приходят клиенты к туроператору и приобретают путевки. Все полученные деньги направляются на оплату долгов фирмы. Чтобы купить авиабилеты и забронировать отели этим туристам, оператор ждет следующих. Получается своеобразный долговой круговорот. Из него турфирма вынимает свой небольшой процент. Но схема может рухнуть, если клиентов вдруг придет меньше, чем обычно.

В этом году так и произошло - сказалась напряженная международная обстановка. Компании одна за другой невольно стали падать в бездну неоплаченного долга. По крайней мере те, в действиях которых не найдут злого умысла с целью наживы. Уголовные дела заведены почти на всех операторов-участников этой драмы. Крах можно было предсказать, уверены эксперты. Рынок выездного туризма перенасыщен, конкуренция высока. Кто-то должен был уйти. Но теория естественного отбора устраивает не всех.

«Данная ситуация, возможно, была искусственно спровоцирована. Чтобы люди потеряли интерес к выездному туризму и обратили внимание на внутренний», - предполагает ведущий юрист Северо-Западного клуба защиты туристов Михаил Житнухин.

Внутренний туризм – это необязательно пляжи на Черном море. Можно и не выезжать за границы региона. Например, для Северной столицы на северо-западе это Выборг - средневековый европейский город с древней крепостью, на северо-восток в сторону Архангельска можно путешествовать на яхтах, а на севере – Карелия, мекка любителей охоты, рыбалки и джиппинга.

Виктор Бычков, он же известный персонаж Кузьмич, который «такие места знает», как раз за Карелию. Проникся ей со времен съемок «Особенностей национальной рыбалки». Америку, Европу и Азию посмотрел, но считает, что отдыхать надо в родной среде. Тем более загранпаспорта есть только у 20% россиян.

Был обвал туроператоров умышленным или нет, но внутренний туризм в этом году явно в выигрыше. Продажи выросли примерно на 10%. Крымский сезон не задался, однако на Байкал едут охотно. Привлекательность туризма в России эксперты отрасли признают. Но предлагают признать и две проблемы: все еще слабый сервис и дорогие авиабилеты. Вместо того, чтобы слетать на Камчатку, можно дважды, а то и трижды посетить Париж. И услуги туроператоров для этого не нужны - можно путешествовать самостоятельно.

«Осенью мы едем вшестером в Амстердам. Получилось 11 тысяч с человека на 4 ночи. Через Лаппеэнранта и Дюссельдорф», - говорит самостоятельная путешественница Виктория Сухачева.

Но с направлениями вроде Турции, Греции или Таиланда такой фокус не пройдет. Туда летают чартерные рейсы, а значит, через туроператоров дешевле. Доверие к ним пошатнулось, но кардинально спрос не изменится, считают в Ростуризме. В общем же крах крупных фирм приведет к большим переменам и оздоровлению рынка. Уже озвучены идеи страховать каждую отдельную путевку и повысить требования к страховым компаниям.

Тем, кто уже попал в неприятную ситуацию этим летом, остается ждать выплат компенсации. Повезло клиентам мелких операторов, застрахованных в крупных компаниях, у них есть шанс получить всю сумму. В случае с «Невой» эксперты предсказывают пропорциональное возмещение - то есть на всех пострадавших поделят найденные на счетах ответчика суммы. И там уже сколько получится.

←ДНР больше не ставит своей целью федерализацию Украины

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика