В Азербайджане правозащитников обвиняют в государственной измене
В последние недели в Азербайджане все чаще стали говорить о повторении 1937 года, имея в виду волну сталинских репрессий.
За две недели многие известные в Азербайджане активисты и правозащитники были арестованы по различным обвинениям.
Некоторые из них, в том числе Лейла Юнус, Расул Джафаров и Интигам Алиев, хорошо известны и за пределами страны благодаря своим попыткам рассказать миру о нарушениях прав человека в Азербайджане.
Еще один известный азербайджанский правозащитник, Эмин Гусейнов, пропал без вести около недели назад, после того как офис возглавляемого им Института свободы и безопасности репортеров обыскали, а затем опечатали.
Ни власти, ни друзья Гусейнова не знают, где он, а также где находится его брат Мехман, известный фотожурналист.
Азербайджанские власти твердо настаивают, что в стране никого не арестовывают за политические убеждения, но азербайджанцам хорошо знакомы аресты диссидентов и активистов. Что же вызвало нынешнюю волну репрессий, напомнивших многим о советских временах?
Георгий Гогиа из правозащитной организации Human Rights Watch отмечает, что в августе произошло «резкое усиление со стороны государства репрессий, и без того имеющих богатую историю».
«Это критическая точка в истории гражданского общества в Азербайджане. Речь уже идет не о количестве [арестов], а о том, как они повлияют на гражданское общество в стране» .
В прошлом местные и международные правозащитные организации связывали массовые аресты с крупными мероприятиями, проходившими в Азербайджане - например, с «Евровидением» в 2012 году. Если новые аресты политически мотивированы, то каков этот мотив? Почему сейчас?
Всех попавших за решетку с 30 июля — а это правозащитница Лейла Юнус, ее муж, историк Ариф Юнус, лидер Клуба прав человека Расул Джафаров и адвокат Интигам Алиев — связывает сразу несколько вещей.
Все они публично критиковали правительство, все они работали с международными организациями, расследуя случаи нарушения прав человека в Азербайджане, все они – авторитетные специалисты в своих сферах.
Интигам Алиев, к примеру, одним из первых в Азербайджане адвокатов стал обращаться в Европейский суд по правам человека и приобрел в этой области большой опыт. Но что, вероятно, важнее всего — как стало известно на прошлой неделе, все они работали над одним и тем же отчетом о политических заключенных в Азербайджане.
Азербайджанский политолог Азер Гасымлы считает, что именно это стало основной причиной, по которой именно эти люди были арестованы практически одновременно.
«Власти точно не хотят, чтобы такой отчет был опубликован, поэтому решили надавить и арестовать его авторов», — говорит Гасымлы.
Все арестованные хорошо известны в Азербайджане и за рубежом как правозащитники, проливающие свет на нарушения прав человека в стране. Лейла Юнус, которая возглавляет Институт мира и демократии, собирала для международных организаций информацию о политических заключенных.
Она также активно участвовала в неофициальных контактах между представителями гражданского общества Азербайджана и Армении, которые были призваны создать атмосферу доверия — условия, способствующие дипломатическим усилиям по разрешению карабахского конфликта.
Лейла Юнус и ее муж Ариф обвиняются в государственной измене.
В то же время Георгий Гогиа предполагает, что причиной волны репрессий могла стать подготовка к ещё одному мероприятию, которое готовится принять Азербайджан: менее чем через год здесь пройдут первые в истории Европейские игры, своего рода Олимпиада для Европы.
«Гораздо проще заставить критиков замолчать сейчас, чем ждать приближения этого мегасобытия, — говорит Гогиа. – Мы можем лишь предполагать, но факт есть факт: это критическая точка в истории гражданского общества в Азербайджане. Речь уже идет не о количестве [арестов], а о том, как они повлияют на гражданское общество в стране».
Расула Джафарова, главу Клуба по правам человека, арестовали 2 августа по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении полномочиями.
Он был одним из наиболее активных участников кампании за права человека, проводившейся во время «Евровидения» в 2012 году (ее, кстати, поддержала и победительница музыкального конкурса, певица из Швеции Лорин), и предлагал провести аналогичную кампанию во время Европейских игр-2015 в Баку. Джафаров взят под стражу на три месяца до суда.
Георгий Гогиа считает пугающим тот факт, что аресты проходят в то время, когда Азербайджан председательствует в Совете Европы, главном европейском органе по защите прав человека.
Несмотря на то что Запад часто критикуют за недостаточно жесткую позицию по вопросу нарушения прав человека в Азербайджане, генеральный секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд заявил, что обсуждал аресты во время телефонного разговора с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым.
«11 августа в телефонном разговоре с президентом Алиевым я выразил глубокую озабоченность недавними арестами известных правозащитников», — говорится в заявлении Ягланда.
Многие другие официальные лица также высказывали свою озабоченность по поводу ситуации в Азербайджане. Однако, судя по прошлым подобным примерам, вряд ли эти высказывания произведут какой-либо эффект.
Депутат от правящей партии «Новый Азербайджан» Айдын Мирзазаде сказал Би-би-си, что «все равны перед законом», а также что правозащитников преследуют за нарушение закона, а не за их политические взгляды.