За месяц обанкротились пять крупнейших туристических компаний России
05.08.2014 11:48
—
Новости Мира
В России пять крупных туристических компаний обанкротились менее чем за месяц. Скорее всего, мы имеем дело с системным кризисом отрасли. Финансируются туроператоры по принципу пирамиды: оплачивая туры сейчас, граждане финансируют расходы компаний на нынешних туристов. А их поездки оплатит будущий клиент турфирмы.
Чтобы отправить человека в путешествие, туроператору необходимо купить билеты, забронировать гостиницу, застраховать клиента, произвести ряд других платежей. Деньги берутся вперед, а услуга оказывается через какое-то время. Как правило, деньги на оплату текущих услуг турфирма берет из текущих же платежей. Таким образом, турист, внесший предоплату, фактически оплачивает тур тому, кто едет сегодня. Это принцип работы финансовой пирамиды. Чтобы компания оставалась на плаву, необходимо, чтобы приток клиентов постоянно увеличивался. И если вдруг на рынке происходит спад, компания банкротится.
Падение курса рубля к доллару и евро как раз и привело к удорожанию путевок за последний месяц на 20 процентов. Добавим к этому закредитованность россиян. Что не позволяет им, как раньше, ездить в турпоездки в кредит. И причина коллапса таких пирамид становится понятной. Банкротятся компании, работающие на рынке по 15-20 лет и пережившие кризисы 2008-го и 2010 годов.
Туристический рынок связан с многочисленными рисками, а маржа на нем довольно невысока. Количество туроператоров очень велико. Но работают с весьма ограниченным кругом авиаперевозчиков. Те, в свою очередь, диктуют цены. "Случается, что авиакомпании пересматривают тарифы по уже подписанным контрактам, и туроператоры исхитряются, как могут. Но в конечном итоге за все платит клиент", - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Проблема еще и в том, что рынок туристических услуг в России практически не подлежит никакому регулированию и надзору. Финансовая отчетность туроператоров непрозрачна, требований к размеру собственного капитала не существует. А закон о туристической деятельности был принят еще в 1996 году. И все, на что удосужился законодатель с тех пор, - это внести в него поправку о страховых гарантиях. Произошло это после банкротства компании "Ланта-тур" в 2012 году. И вот ситуация вновь повторилась. Причем, судя по всему, в еще более крупных масштабах. И жесткий настрой экспертов по поводу политики государства в этой сфере можно считать оправданным. "Я не понимаю, чем занимается Ростуризм и зачем вообще нужен?" - недоумевает Дмитрий Янин. "Лента ру" поинтересовалась этим вопросом у самих чиновников. Ответ обескураживает.
"Проблемных зон в туристической отрасли очень много. Многое не прописано в законодательстве. В частности, не прописаны финансовые обязательства туроператоров. Финансовые гарантии, обозначенные в законе, значительно ниже реального оборота компании", - признала руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова. На вопрос, почему же за турфирмами никто не следит, она ответила: "У нас нет таких полномочий, да мы и не стремимся их получить. Полномочиями ведомства наделяет правительство - все зависит от его решения".
Помимо ведения реестра в полномочия Ростуризма входит еще, например, ведение Федеральной целевой программы развития внутреннего туризма, а также популяризация России как туристической страны. Другими словами, если администрация какого-либо региона России захочет превратить некий населенный пункт в туристическую Мекку, Ростуризм поможет построить туда дороги и подвести другие коммуникации. Что касается выездного туризма, то на него компетенция Ростуризма не распространяется.
Не существует даже требований к организационно-правовой форме туроператоров - от индивидуальных предпринимателей до публичных акционерных обществ. Последних, правда, всего 15. Они по закону обязаны публиковать свою финансовую отчетность и проходить ежегодный аудит. А вот остальные - около 1,8 тысячи - нет. Это компании различной величины с собственным капиталом от 500 тысяч до более чем 100 миллионов рублей.
Итак, бизнес турфирм в основном держится на авансовых платежах. С ними же связаны основные риски. Казалось бы, чем крупнее компания, тем она финансово устойчивее. Но именно крупные компании завязывают долгосрочные отношения с контрагентами. А те, в свою очередь, полагаясь на их величину и репутацию, позволяют им отправлять своих клиентов в путешествия "в долг".
Туроператор, работающий с партнерами по 5-7 лет, может не вносить предоплату. На уступки идут авиакомпании, отели, чтобы не потерять клиентов. Невозможность расплатиться за такие уступки и стала причиной банкротства в 2012 году компании "Ланта-тур". Аналогичная ситуация сложилась с разорившейся недавно компанией "Идеал-тур". Ее долг перед "Оренбургскими авиалиниями" составил 1,5 миллиарда рублей.
Два года назад в случае с "Ланта-тур" долг компании оплатил госбанк ВТБ (а по сути, его клиенты). Однако государство и связанные с ним структуры не могут спасать клиентов турфирм постоянно.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила "Ленте.ру", что эта организация не устанавливает нормативы финансовой устойчивости для своих членов. "У нас нет таких требований. Вообще, финансового контроля за туристической отраслью нет, но он должен быть", - считает наш собеседник. Однако добиваться от регулирующих органов наведения порядка в отрасли, организация, похоже, тоже не планирует.
"Нам, главное - пережить сейчас тот кошмар, который творится в отрасли… После этого начнется большая системная аналитическая работа, почему это случилось. А рассуждать на тему, как должно быть, у меня сейчас нет желания", - заявила Ирина Тюрина. Видимо, и вопрос, почему такая работа не была проведена после банкротства "Ланта-тур", можно считать риторическим. Зато на сайте самого РСТ написано, что он "участвует в работе по созданию в стране цивилизованного туристского рынка и совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере туризма".
В мае 2013 года была создана отраслевая организация "Турпомощь", призванная "вызволять" туристов в экстренных случаях. Чтобы вступить в нее, компании необходимо заплатить взнос в 100 тысяч рублей, а затем отчислять 0,1 процента от оборота. Накануне июльских банкротств турфирмы выражали недовольство величиной взноса, указывая на то, что эти деньги лежат без движения и непонятно куда будут тратиться. Зато теперь понимание наступило. Сейчас "Турпомощь" располагает 365,5 миллиона российских рублей. Чтобы помочь клиентам недавних банкротов, этого, безусловно, хватит. Но если банкротства турфирм продолжатся - скорее всего, нет.
В экономике еще не было случая, чтобы отрасль выходила из системного кризиса без наведения порядка в ее регулировании со стороны государства. И пока российское правительство не озаботится этой проблемой, россиянам можно посоветовать только одно - отправляясь за границу, брать с собой палатку. Так, на всякий случай. Потому что пока все принимаемые государством меры больше напоминают латание тришкиного кафтана, а не выстраивание в туриндустрии цивилизованных рыночных отношений.
Узкое горлышко
За 20 дней прошедшего месяца разорились четыре туристические компании: "Нева", "Роза ветров Мир", "Экспо-тур" и "Лабиринт" (с авиаброкером этой компании "Идеал-Тур" перестал работать авиаперевозчик). 5 августа стало известно, что еще одна компания ("ИнтАэр") приостанавливает свою деятельность в связи с невозможностью исполнять обязательства перед клиентами. На ситуацию на туристическом рынке обратил внимание премьер-министр. Он поручил проверить туроператоров и исключать из единого реестра туроператоров компании, у которых недостаточно финансового обеспечения.Чтобы отправить человека в путешествие, туроператору необходимо купить билеты, забронировать гостиницу, застраховать клиента, произвести ряд других платежей. Деньги берутся вперед, а услуга оказывается через какое-то время. Как правило, деньги на оплату текущих услуг турфирма берет из текущих же платежей. Таким образом, турист, внесший предоплату, фактически оплачивает тур тому, кто едет сегодня. Это принцип работы финансовой пирамиды. Чтобы компания оставалась на плаву, необходимо, чтобы приток клиентов постоянно увеличивался. И если вдруг на рынке происходит спад, компания банкротится.
Падение курса рубля к доллару и евро как раз и привело к удорожанию путевок за последний месяц на 20 процентов. Добавим к этому закредитованность россиян. Что не позволяет им, как раньше, ездить в турпоездки в кредит. И причина коллапса таких пирамид становится понятной. Банкротятся компании, работающие на рынке по 15-20 лет и пережившие кризисы 2008-го и 2010 годов.
Туристический рынок связан с многочисленными рисками, а маржа на нем довольно невысока. Количество туроператоров очень велико. Но работают с весьма ограниченным кругом авиаперевозчиков. Те, в свою очередь, диктуют цены. "Случается, что авиакомпании пересматривают тарифы по уже подписанным контрактам, и туроператоры исхитряются, как могут. Но в конечном итоге за все платит клиент", - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Проблема еще и в том, что рынок туристических услуг в России практически не подлежит никакому регулированию и надзору. Финансовая отчетность туроператоров непрозрачна, требований к размеру собственного капитала не существует. А закон о туристической деятельности был принят еще в 1996 году. И все, на что удосужился законодатель с тех пор, - это внести в него поправку о страховых гарантиях. Произошло это после банкротства компании "Ланта-тур" в 2012 году. И вот ситуация вновь повторилась. Причем, судя по всему, в еще более крупных масштабах. И жесткий настрой экспертов по поводу политики государства в этой сфере можно считать оправданным. "Я не понимаю, чем занимается Ростуризм и зачем вообще нужен?" - недоумевает Дмитрий Янин. "Лента ру" поинтересовалась этим вопросом у самих чиновников. Ответ обескураживает.
Регулятор не при делах
С одной стороны, Ростуризм, который как раз и ведет единый реестр туроператоров, проблему отрасли вполне осознает."Проблемных зон в туристической отрасли очень много. Многое не прописано в законодательстве. В частности, не прописаны финансовые обязательства туроператоров. Финансовые гарантии, обозначенные в законе, значительно ниже реального оборота компании", - признала руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова. На вопрос, почему же за турфирмами никто не следит, она ответила: "У нас нет таких полномочий, да мы и не стремимся их получить. Полномочиями ведомства наделяет правительство - все зависит от его решения".
Помимо ведения реестра в полномочия Ростуризма входит еще, например, ведение Федеральной целевой программы развития внутреннего туризма, а также популяризация России как туристической страны. Другими словами, если администрация какого-либо региона России захочет превратить некий населенный пункт в туристическую Мекку, Ростуризм поможет построить туда дороги и подвести другие коммуникации. Что касается выездного туризма, то на него компетенция Ростуризма не распространяется.
Не существует даже требований к организационно-правовой форме туроператоров - от индивидуальных предпринимателей до публичных акционерных обществ. Последних, правда, всего 15. Они по закону обязаны публиковать свою финансовую отчетность и проходить ежегодный аудит. А вот остальные - около 1,8 тысячи - нет. Это компании различной величины с собственным капиталом от 500 тысяч до более чем 100 миллионов рублей.
Итак, бизнес турфирм в основном держится на авансовых платежах. С ними же связаны основные риски. Казалось бы, чем крупнее компания, тем она финансово устойчивее. Но именно крупные компании завязывают долгосрочные отношения с контрагентами. А те, в свою очередь, полагаясь на их величину и репутацию, позволяют им отправлять своих клиентов в путешествия "в долг".
Туроператор, работающий с партнерами по 5-7 лет, может не вносить предоплату. На уступки идут авиакомпании, отели, чтобы не потерять клиентов. Невозможность расплатиться за такие уступки и стала причиной банкротства в 2012 году компании "Ланта-тур". Аналогичная ситуация сложилась с разорившейся недавно компанией "Идеал-тур". Ее долг перед "Оренбургскими авиалиниями" составил 1,5 миллиарда рублей.
Два года назад в случае с "Ланта-тур" долг компании оплатил госбанк ВТБ (а по сути, его клиенты). Однако государство и связанные с ним структуры не могут спасать клиентов турфирм постоянно.
Самим слабо
В случае, если компания не может выполнить обязательства, существует система финансового гарантирования. Но она, как правило, не покрывает стоимости путевки. Ведь сумма финансовой гарантии, по закону, привязана к обороту компании, а не к цене туров. А как турфирма считает свой оборот и как она должна это делать - никто не регулирует.Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила "Ленте.ру", что эта организация не устанавливает нормативы финансовой устойчивости для своих членов. "У нас нет таких требований. Вообще, финансового контроля за туристической отраслью нет, но он должен быть", - считает наш собеседник. Однако добиваться от регулирующих органов наведения порядка в отрасли, организация, похоже, тоже не планирует.
"Нам, главное - пережить сейчас тот кошмар, который творится в отрасли… После этого начнется большая системная аналитическая работа, почему это случилось. А рассуждать на тему, как должно быть, у меня сейчас нет желания", - заявила Ирина Тюрина. Видимо, и вопрос, почему такая работа не была проведена после банкротства "Ланта-тур", можно считать риторическим. Зато на сайте самого РСТ написано, что он "участвует в работе по созданию в стране цивилизованного туристского рынка и совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере туризма".
В мае 2013 года была создана отраслевая организация "Турпомощь", призванная "вызволять" туристов в экстренных случаях. Чтобы вступить в нее, компании необходимо заплатить взнос в 100 тысяч рублей, а затем отчислять 0,1 процента от оборота. Накануне июльских банкротств турфирмы выражали недовольство величиной взноса, указывая на то, что эти деньги лежат без движения и непонятно куда будут тратиться. Зато теперь понимание наступило. Сейчас "Турпомощь" располагает 365,5 миллиона российских рублей. Чтобы помочь клиентам недавних банкротов, этого, безусловно, хватит. Но если банкротства турфирм продолжатся - скорее всего, нет.
В экономике еще не было случая, чтобы отрасль выходила из системного кризиса без наведения порядка в ее регулировании со стороны государства. И пока российское правительство не озаботится этой проблемой, россиянам можно посоветовать только одно - отправляясь за границу, брать с собой палатку. Так, на всякий случай. Потому что пока все принимаемые государством меры больше напоминают латание тришкиного кафтана, а не выстраивание в туриндустрии цивилизованных рыночных отношений.