Сто лет назад началась Первая мировая война
Москва, 1 августа. 100 лет назад началась Первая Мировая война. В одном из самых масштабных конфликтов человечества приняли участие 38 стран
Потери в этой войне были колоссальными, порядка 10 миллионов солдат и офицеров и 20 миллионов мирных граждан.
Только русская армия в сражениях потеряла почти миллион человек. Бои велись не только на полях, но и в тылу. Именно тогда появился термин- информационная война. О первых победах и поражениях в пропаганде узнал корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
Первая мировая война была войной новых технологий наряду с танками, аэропланами, удушливыми газами. Тогда появилось и такое средство, как пропаганды. С воздушных шаров, например, не только кидали бомбы и с высоты следили за противником, но и сбрасывали над полем боя листовки.
Самая технологичная война за все 15 тысяч крупных конфликтов в истории человечества унесла жизни 10 миллионов человек, причем бои велись сразу на трех фронтах – военном, экономическом и, впервые, на агитационном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эксперт: Новая мировая война начнется в ближайшие 10 лет
Тогда эксперты по пропаганде заявили, что войну можно вести, атакуя души людей. В большую европейскую войну агитационную машину включили на полную мощность. Сейчас эти методы назвали бы войной информационной. В Англии, Германии и Франции появились бюро военной пропаганды, позже преобразованные в министерства. Кроме газет и плакатов, распространяемых в тылу и на передовой, солдат агитировали через письма военнопленных. В них в подробностях описывались ужасы тех, кто сдался противнику.
В Первую мировую официально на вооружение пропаганды поступила карикатура. Перед художниками ставилась задача высмеять образ врага. Историки говорят, что в этом жанре у русских не было конкурентов. Немцев, австрийцев и турок сравнивали с животными, изображали в виде продуктов питания и отправляли в психиатрические лечебницы. Помогал агитации фольклор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Опрос: Россияне забыли, кто начал Первую мировую войну
Вместе с пропагандой появился и термин контрагитация. Противнику закидывали газеты с информацией о событиях на его родине. Известен случай, когда, поверив фальшивке, передовую покинула итальянская часть. Вскоре австрийские войска прорвали фронт на этом участке. Активно эту тактику использовали против русской армии.
На армии стран участник работали не только военная промышленность, но и типографии и издательства. Писатели и художники создавали сотни тысяч пропагандистских материалом. Листовки, которые распространялись на поле боя, считались психологическим оружием.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Москве установят памятник героям Первой мировой войны
Поняв его преимущество, над средствами доставки агитматериалов задумались военные конструкторы. Вдобавок к самолетам и воздушным шарам появились мины, снаряды и даже гранаты, напичканные листовками. Правда, большая часть из них оказалась малоэффективными, позже от них отказались. А вот включившиеся в войну ближе к концу конфликта радио станет ведущим средством пропаганды на ближайшие полвека.