Рост цен на топливо ударил по карманам кыргызстанских бизнесменов

Источник материала:  
20.07.2014 19:02 — Новости Мира

Бишкек, 20 июля. В Кыргызстане предприниматели терпят убытки. И все из-за резкого подорожания топлива. Причины две. Первая - рост цен в России. Именно оттуда Бишкек завозит горюче-смазочные материалы. Ну, а вторая - нехватка топлива. Соседний Казахстан перестал пропускать бензовозы через границу, сообщает «МИР 24».

Бишкек, стоянка маршрутных такси. Здесь за чашкой чая в ожидании очереди водители обсуждают только одну тему - постоянный рост цен на топливо.

Большинство из них машины арендуют. И многие уже готовы требовать повышения тарифов на проезд.

«Пусть увеличивают стоимость проездных билетов. Хоть на немного. Сейчас я ежедневно заправляюсь на четыре доллара дороже, а в месяц в кошельке недосчитываюсь 100 долларов. Для моей семьи это большая сумма. Говорят, цены еще будут расти», - сетует водитель Автандил Нурдинов.

Табло с указателями цен на автозаправочных станциях сегодня больше всего привлекают внимание кыргызстанцев. Последние два месяца цифры здесь меняются почти еженедельно.

Популярный в народе бензин марки Аи-92 с апреля месяца подорожал на 7%, дизельное топливо - на 6%.

Последствия уже почувствовали и на овощном рынке в Бишкеке. Большегрузы заезжают сюда каждую минуту, из южных областей тоннами доставляют арбузы, дыни, лук. А отсюда КАМАЗы с фруктами и овощами отправляются в Казахстан и Россию.

Кыргызстану в год нужно около миллиона тонн топлива. Горюче-смазочные материалы Бишкек полностью закупает в России - на нефтеперерабатывающих заводах в Новокуйбышевске, Орске и Омске. И если там цены на бензин растут, то же самое происходит в Кыргызстане.

Есть еще один фактор. Основная часть топлива из России идет напрямую. А треть - через казахстанских поставщиков. Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов рисует схему доставки ГСМ в страну.

«Поскольку не у всех есть возможность сразу выкупить большой объем, который выставлен заводом и поэтому они обращаются к посредникам, которые могут реализовать им соответствующий объем более маленькими партиями», - говорит Улан.

Но с последним пунктом возникли проблемы. На кыргызско-казахстанской границе простаивают сотни вагонов с топливом. Хотя этот маршрут действует уже много лет. И претензий раньше не было.

Действительно на территорию Кыргызстана из Казахстана сейчас нефтепродукты не перевозят. Запрещено. Однако некоторые предприниматели это правило все же пытаются нарушить. В итоге на границе скопились сотни цистерн с горюче-смазочными материалами.

Станция «Кулан». До южной границы Кыргызстана километров 100. Только здесь в тупиках стоят 200 вагонов с бензином. В каждом 60 тонн топлива. Все это, утверждают таможенники, контрабанда. В особо крупном размере.

Таможня не дает добро уже четыре месяца. У инспекторов таможенной службы теперь прибавилось работы. Два раза в день они осматривают составы. Все-таки топливо груз опасный. Особенно летом.

К этой истории подключились и сотрудники финансовой полиции. Возбудили уголовные дела. Фигуранты - владельцы сразу 10 казахстанских компаний, торгующих нефтью. Однако нефтетрейдеры убеждают: все делают по закону.

Сомнения объясняются правилами Таможенного союза. Топливо из России. Казахстанские предприниматели приобретали его на заводах Орска и Самары. Кыргызстан в качестве покупателя в документах указан не был. А значит, и везти груз дальше нельзя.

«В таможенной декларации есть такая графа, как получатель. Что в данной графе указана, получатель казахстанская компания, хотя, по мнению таможни, там должна была быть указана Киргизская компания. Но мы объясняем, что согласно законодательство ТС, там есть специальная инструкция по правилам заполнения декларации. И там четко написано, что если компания еще не известна, куда казахстанская компания будет отгружаться конкретно в Кыргызстане, он может написать себя, как контрагент. А в последующем, когда он уже отвезет вагоны и сольет ГСМ, и уже на обратном пути он поставит ту конкретную компанию, куда он слил», - говорит управляющий партнер компании Integrites Курмангазы Талжанов.

Еще одна причина - постановление, действующее внутри Казахстана. Запрет на экспорт горюче-смазочных материалов. С 1 июля его должны были отменить. Но чиновники от этой идеи отказались. И этому есть простое объяснение.

«Запрет связан с тем, что все знают и ощущают постоянный хронический дефицит топлива. Особенно сезонно весной и осенью. И пытаясь сохранить большие объемы топлива внутри республики власти вводят и продлевают запрет на вывоз топлива из Казахстана», - поясняет эксперт по нефтепродуктам и газу Сергей Смирнов.

Назвать сроки разрешения проблемы с задержанным топливом на границе двух стран сегодня пока не берутся ни в таможенном комитете, ни в компаниях-посредниках.

Предприниматели же, которых подозревают в контрабанде, жалуются на колоссальные убытки. И обещают обратиться в суд.

←Руководство АВТОВАЗа с августа пересядет на машины собственного завода

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика