Что случилось в небе над Донбассом: факты и версии

Источник материала:  
20.07.2014 17:44 — Новости Мира

Москва, 20 июня. Главной новостью последних дней стало крушение малазийского лайнера «Боинг» на территории Донецкой области Украины. Поступает много противоречивых данных. Что же на самом деле случилось в небе над Донбассом? Кто и как мог сбить гражданский самолет? В версиях разбирался корреспондент «МИР 24» Алан Бозиев.

Это сейчас в небе над востоком Украины нет «железных птиц». Самолеты огибают зону конфликта. Несколько дней назад картина выглядела иначе. Над этой территорией ежедневно пролетали более 150 судов. И это даже несмотря на то, что еще в апреле авиационные власти США и Европы ввели ограничения на полеты над зоной конфликта. British Airways, easyJet, Qantas, Cathay Pacific - десятки авиакомпании изменили свои маршруты.

«Надо быть вменяемыми людьми, идет война, локальная, не вся Украина в огне, а всего две области. Можно же сделать маршруты облета! Но если идет военный конфликт, то государство вообще должно закрыть воздушное пространство», - отмечает летчик-испытатель Константин Малинин.

Власти Украины небо не закрыли. Даже несмотря на то, что немногим ранее здесь были подбиты несколько военных и грузовых самолетов. В Киеве утверждали, что гражданские лайнеры летают выше десяти тысяч метров и это безопасно. Но был ли малазийский «Боинг» на такой высоте и следовал ли он по своему обычному маршруту?

Онлайн-система FlightRadar позволяет ежедневно отслеживать полеты авиалайнеров. 15 июля путь рейса Амстердам - Куала-Лумпур пролегал вдоль южного берега Азовского моря. А вот 16 июля «Боинг» шел уже по северному побережью. В день трагедии путь лайнера и вовсе пролегал уже над зоной боевых действий. И если до 17 июля «Боинг» летел действительно выше 10 тысяч метров, то в этот день по просьбе днепропетровских диспетчеров самолет спустился на 600 метров.

«Их могли туда затащить, сказать, вот ребята идите по этой трассе, с целью совершения провокации», - считает Константин Малинин.

Таким образом лайнер попал в ловушку. В Киеве эту версию не просто отрицают - здесь уверены, что ракета была запущена с Востока или еще дальше - с российской стороны. И добавляют, сделали это при помощи зенитно-ракетного комплекса «Бук».

«Бук» действительно предназначен для поражения самолетов тактической и стратегической авиации, вертолетов, крылатых ракет и других аэродинамических целей. Оружие, вернее целый комплекс вооружений - вне конкуренции. «Бук» состоит из командного пункта, станции обнаружения и целеуказания, самоходной огневой установки и пуско-заряжающей установки.

«Эксплуатировать все это хозяйство, вести боевую работу, применять его - крайне сложно. Этому учатся очень многие годы, солдатам-срочникам доверяют разве только простейшие операции, но никак не нажатие кнопок», - подчеркивает военный эксперт Виктор Мураховский.

У сторонников самопровозглашенных республик не могло быть столь хорошо подготовленных людей и уж тем более действующей системы. На развертывание комплекса необходимо пять минут, радиус поражения - 30 километров. Получается, пока комплекс привели бы в боеготовность, цель, то есть «Боинг», ушел бы от места ЧП за 70 километров и был бы уже на российской территории.

«У ополчения такого вооружения вообще нет. У них была какая-то дряхлая самоходная огневая установка, непригодная к использованию, оставшаяся без движения в районе Донецка», - отметил военный эксперт Виктор Мураховский.

О том, что «Буков» на востоке нет, не раз докладывал Генпрокурор Украины Виталий Ярема, но это до дня трагедии. 17 июля злосчастный зенитно-ракетный комплекс «воскрес» на Донбассе, правда, тот же генпрокурор похоронил его спустя день.

«Военные сообщают о том, что у террористов нет наших «Буков». То есть наша военная техника в виде ЗРК «Бук» или С300 у нас не пропадала в зоне активных действий АТО», - заявил Виталий Ярема.

Об этом говорили и на Донбассе. Сразу после трагедии и обвинений премьер-министр самопровозглашенной Донецкой республики Александр Бородай выступил с обращением.

«ДНР не владеет техническими средствами, которые позволяют сбивать самолеты на такой высоте», - отметил Бородай.

А вот у украинской армии «Буки» есть.

«По данным Минобороны России, участок маршрута полета 17 июля малазийского «Боинга-777», а также место его падения попадают в зону поражения двух украинских батарей зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех украинских батарей ЗРК средней дальности «Бук-М1», - сообщил заместитель начальника Управления пресс-службы и информации Минобороны России Алексей Комаров.

В течение последних двух месяцев Киев перебрасывал на восток страны подобные комплексы. Видеоролики свидетелей выкладывались в интернете. О том, что подразделения украинской армии воюют сами по себе, было не раз доказано. Яркий пример - разбитый батальон «Айдар» - после его уничтожения на Донбассе украинские власти заявляли: мол, те действовали не по инструкции, сами решили, когда идти в бой. Возможно ли такое и с «Буками». Ведь команды, когда и куда стрелять, не обязательны.

«Нет возможности у центрального командного пункта ПВО централизованно руководить всеми огневыми средствами, и вполне возможно, какой-то из командиров на местах мог ошибиться и перепутать гражданский лайнер с якобы российским самолетом-разведчиком», - отметил Виктор Мураховский.

Тем более история подобные ошибки помнит. 2001 год, учения украинской армии. Военные стреляли из «Буков», из С-300, С-200. Одна из ракет случайно сбила Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. На борту судна находились 78 человек. Долгое время украинские власти заявляли, что никаких учений они не проводили и сбитый самолет - это не их рук дело. Тогда в ситуацию вмешались американские спецслужбы, которые подтвердили пуски ракет и возможную ошибку на земле. Киев официально вину не признал, хотя президент страны выступил с заявлением, после которого всем все стало ясно.

«Не мы первые и немы последние. Не нужно из этого делать трагедию, что произошла какая-то ошибка. Ошибки происходят всюду, не только такого масштаба. Бывают гораздо более масштабные ошибки», - заявил президент Украины (1994-2005 гг.) Леонид Кучма.

Тогда у Москвы и Киева были другие отношения. Потому Россия закроет уголовное дело и всю информацию передаст Украине. Родственники будут требовать наказать виновных, но этого так и не случится.

Наказать виновных уже после трагедии с «Боингом-777» уже просят все - и в Москве, и в Киеве, и в Вашингтоне. Правда, следствию будет крайне сложно это сделать.

«Обычно определяют места запуска межконтинентальных баллистических ракет, там большой факел, температура большая, скорости большие и вот на разгонном этапе они засекаются, а ЗРК имеют и меньше факел, и низкую скорость, поэтому их тяжело засечь», - говорит командующий войсками Командования специального назначения (ПВО Москвы) в 2002-2008 гг. Юрий Соловьев.

Но так или иначе обвинения посыпались со всех сторон. Заголовки западных СМИ то и дело пестрили «Последний шанс Путина показать, что он хочет помочь», «Украина докажет, что Россия поставляла оружие, которым сбили самолет», «Катастрофа Malaysia Airlines - конец российской сказки», «Крушение самолета загнало Путина в угол».

Москве есть, что ответить. С момента начала конфликта за приграничными территориями России велась слежка. И в Кремле это, конечно же, знали. Никакой военной активности в день катастрофы не было.

«17 июля средства противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации в данном районе не работали. Самолеты Военно-воздушных сил России в российских областях, граничащих с Донецким регионом, 17 июля полеты не выполняли. Эти сведения полностью подтверждаются средствами объективного контроля», - заявил Алексей Комаров.

Свидетели с места трагедии говорят, что до крушения лайнера в воздухе над Донецком летали военные самолеты. Люди слышали, как прозвучало несколько хлопков. О том, что «Боинг» действительно сопровождали два украинских истребителя, сообщил в интернете авиадиспетчер. Он находился в аэропорту Борисполь. Отсюда напрашивается еще одна версия трагедии. Малайзиский «Боинг» мог сбить украинский истребитель, посчитав лайнер российским самолетом-разведчиком. Так или иначе, до проведения расследования версии остаются лишь версиями. «Черные ящики», поражающие элементы на обломках и спутниковое слежение, возможно, смогут пролить свет на случившееся. Пока же небо над зоной военного конфликта закрыто для полетов гражданской авиации.

←Германия, Британия и Франция дали Путину время до вторника - до введения новых санкций

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика