Украина на пороге самой масштабной приватизации в истории
15.07.2014 21:58
—
Новости Мира
Кто купит и почем?
Депутат Верховной Рады от партии "Всеукраинское объединение "Батьківщина"", министр экономики в первом правительстве Юлии Тимошенко (2005 год) Сергей Терехин полагает, что продажа объектов электроэнергетической отрасли особых доходов не принесет.Если вы посмотрите, сколько пакетов акций у государства в облэнерго осталось, то наберется максимум на 3 млрд гривен - в лучшем случае, если они кому-то нужны, потому что там большинство миноритарных пакетов. А 17 млрд гривен можно набрать, если приватизировав атомные станции
Среди крупных объектов для увеличения прибыли от приватизации депутат, кроме "Турбоатома" и Одесского припортового, назвал еще и "Южмаш".
В покупке "Сумыхипром" изначально заинтересованы были в первую очередь компании Дмитрия Фирташа.
"Сумыхимпром" производит минеральные удобрения, коагулянты и добавки к цементу, кислоты, двуокись титана и другие виды химической продукции. Group DF - главный игрок химической отрасли в Украине, практически монополист, и "Сумыхипром" для нее профильный актив. Фирташ давно положил глаз на "Сумыхимпром" и действовал, используя старые схемы. В 2010 году его руководителем стал Игорь Лазакович, лицо, приближенное к Фирташу.
За три года "Сумыхимпром" был фактически доведен до банкротства и сегодня находится в состоянии санации. Приватизировать химический гигант пытаются уже больше года. Первые аукционы по продаже акций прошли еще летом и осенью прошлого года на "Восточно-Европейской фондовой бирже", которая также входит в орбиту бизнес-интересов Фирташа. Однако продажа акций тогда так и не состоялась.
Снова попытались продать Фирташу завод уже в 2014 году, но из-за широкого резонанса в обществе приватизация сорвалась.
Теперь среди претендентов на Сумский завод называют близкую к бизнесмену Игорю Коломойскому компанию "Бизнес-Инвест" и компания "Райз" Олега Бахматюка. Хотя сам Днепропетровский губернатор заявляет, что "Сумыхимпром" ему не интересен.
По замыслам предыдущей власти, Фирташ в принципе должен был стать главным покупателем в эту волну приватизации.
Покупку Одесского припортового изначально тоже приписывали ему.
В 2009 году ОПЗ уже пытались приватизировать, но он было продан компании "Нортима", контролируемой Коломойским, за 5 миллиардов гривен, а впоследствии результаты конкурса отменили.
После ареста Фирташа в Вене и смены власти его позиции заметно пошатнулись, осуществить масштабные планы по приватизации государственных объектов теперь будет значительно тяжелее. Плюс конкуренты, в первую очередь в лице Коломойского, набрали силы.
Возможно, информационная война, начавшаяся между олигархами, в том числе ведется и за приватизацию данных активов.
Что касается 75,2% акций "Турбоатома", то ими, по словам посла России в Украине Михаила Зурабова, интересуются российские инвесторы. По оценке Фонда госимущества, за него можно выручить до 600 миллионов долларов. Кроме россиян, этот объект вряд ли кому-то нужен, но его продажа России в условиях войны на Донбассе выглядит очень сомнительно.
Как продавать и что это принесет?
Экономический эксперт Борис Кушнирук считает, что для начала приватизации должны, как минимум, завершиться боевые действия в стране. Как можно продавать что-то в условиях войны?Вместе с тем, по словам эксперта, есть предприятия угольной отрасли на Донбассе, большинство из которых, хотя и находятся в государственной собственности, но фактически контролируются или менеджментом, или же местными олигархами.
"Эти предприятия ежегодно "съедают" бюджетные миллиарды (12 миллиардов гривен в этом году). Их можно приватизировать хоть сегодня, и чем скорее, тем лучше, даже за бесценок - пользы будет больше. 15% акций этих предприятий можно отдать коллективу, остальное - инвесторам. По крайней мере, таким образом, государство сможет избавиться от масштабной коррупционной схемы по выкачиванию миллиардов гривен ежегодно, которая начала существовать еще во времена Советского Союза", - считает Борис Кушнирук.
Эксперт выступает за введение электронных торгов для проведения более открытой и честной приватизации.
Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь полагает, что масштабная приватизация, инициированная Кабинетом Министров, может стать адекватной политикой в покрытии дефицита Государственного бюджета, если другие источники окажутся слишком дорогими и недоступными.
По словам экономиста, в Украины в ближайшем будущем может возникнуть нужда в поступлениях в государственный бюджет, и выходом из этой ситуации станет именно приватизация.
"Если у нас ожидается дыра в доходах на ближайшее время, продажа части существующих государственных активов может быть целесообразной. Приватизация формально идет на финансирование дефицита бюджета. Альтернативы пополнения бюджета - внутреннее и внешние заимствование, - пока достаточно дороги. То есть в текущих условиях это может быть адекватной политикой в покрытии дефицита бюджета, если другие источники окажутся слишком дорогими и недоступными", - говорит Александр Жолудь.
Могут появиться новые объекты для приватизации
Описанным перечнем объектов приватизация-2014 может не ограничиться. Губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский во всю раскручивает идею о конфискации имущества у олигархов, поддерживающих сепаратизм. Кроме того, он заявляет о необходимости возвращения в государственную собственность объектов, приватизированных во времена президентства Виктора Януковича.По его словам, начиная с 2010 года, в Украине все приватизации проходили незаконно, по заниженной цене и с коррупционной составляющей. Так, вернуть в госсобственность он предлагает все приватизированные облгазы, облэнерго, Укртелеком, Запорожский Титано-магниевый завод. Все эти объекты сейчас принадлежат Ринату Ахметову и Дмитрию Фирташу. При этом сам Коломойский свои претензии на эти активы отрицает и уверен, что никаких войн олигархов в Украине не будет.
Стоит признать, что его возросшего влияния и популярности в стране вполне может хватить для продвижения идеи с реприватизацией.
В Фонде госимущества полагают, что начаться приватизация может только осенью, а до этого нам остается с интересом наблюдать за кулуарными битвами за активы.