Ветераны БАМа отметили 40-летие грандиозной советской стройки

Источник материала:  
13.07.2014 17:10 — Новости Мира

На минувшей неделе юбилей отметила грандиозная советская стройка Байкало-Амурской магистрали. Действительно, тогда поражали не только масштабы. БАМ - одна из самых длинных железнодорожных линий в мире, ее протяженность превышает четыре тысячи километров. Тогда удивлял еще и энтузиазм строителей. В далеком 1974 году попасть на Байкало-Амурскую мечтал каждый, работа шла ударными темпами. В Сибири возводились новые объекты, инфраструктура и целые города.

Строили их порой целыми народностями. Например, азербайджанские рабочие возвели станции Ангоя и Улькан, армянские - Кюхельбекерскую и Звездную, белорусские - Муякан, грузинские - Икабью и Нию, казахские - Новую Чару, молдавские - Алонку, украинские - Новый Ургал.

Сорок лет спустя корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев отправился в Хабаровский край по следам первопроходцев.

Через станцию Алонка в день проходят только два пассажирских поезда, один на запад, а другой - на восток. Для такой глуши вокзал кажется огромным. Строили его когда-то комсомольцы из далекой Молдавии. Сегодня об их энтузиазме напоминает лишь декор фасада и мемориальная доска.

Глава местной администрации Евгений Попов показывает то, что ему досталось от предшественника. В здании, где находится рабочий кабинет, вот-вот рухнет крыша. На восстановление детского городка денег пока нет. Может быть, удастся найти в следующем году.

Глядя на все это, иногда опускаются руки. Но Евгений, бывший железнодорожник и бизнесмен, твердо решил жить и работать там, где вырос. Так здесь рассуждают, пожалуй, всего двое - он и директор местной школы Яна Морозова.

В лучшие времена в Алонке и окрестностях жили около 12 тысяч человек, сегодня живут всего 470. Рождаемость здесь неплохая, но отток превышает ее в несколько раз. О том, что поселок когда-то был почти городом, напоминает котельная. За ее мощность расплачиваются оставшиеся алончане. Средняя квартплата здесь - 10 тысяч рублей, средняя пенсия - немногим больше.

До Хабаровска отсюда добираться больше суток. Первая на пути узловая станция - Новый Ургал. Если бы не развал Союза и едва ли не сворачивание проекта БАМ в 90-е, сейчас это был бы город с 200-тысячным населением. Пока же здесь живут около восьми тысяч человек.

Они иногда собираются в местном музее, чтобы увидеть себя на старых фотографиях. Вот – первостроители БАМа у обелиска в честь основания города, а вот - первые молодожены.

Новый Ургал возводили стройотряды с Украины. Главная улица поселка называется Киевская. На домах - узоры в национальном стиле. В 70-е на строительство БАМа ехали земляки, и это сплачивало еще больше.

На БАМе перебывали и все звезды советской эстрады, от Кобзона до «Самоцветов». Неформальным гимном новой дороги стал «Бамовский вальс».

Один из самых живописных участков БАМа - бурейский мост. Здесь почти вся Россия остается позади, а впереди - финальная точка магистрали - порт Советская гавань. Правда, до нее еще довольно далеко, около тысячи километров.

В отличие от большинства первостроителей магистрали, Анатолий Панов здесь коренной. Он родился в этих краях, где тогда уже была проложена соединительная ветвь от Транссиба, ведь БАМ планировал построить еще Сталин. Но пройдет больше 20 лет после его смерти, прежде чем проект возродят.

Минчанин Геннадий Лучина до сих пор уверен, что жизни их с женой научил именно БАМ. Сегодня у него есть своя строительная фирма, А тогда, в 78-м, он вовсе не жаждал карьеры. Он просто хотел круто изменить жизнь, и у него получилось. Сейчас сложно представить, что в стране запустят вторую бамовскую кампанию. «Не повторяется такое никогда». Но, может быть, объявленная модернизация БАМа хоть немного оживит ветшающие поселки, и первостроители станций больше не скажут: «Нас бросили».

←Футбол как религия миллионов и аргумент политической борьбы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика