Художники Кавказа представили в «Гараже» работы о корнях и традициях
Москва, 12 июля. Видео-арт, перформансы, инсталляции, фотографии и скульптуры - на Кавказе художники работают во всех жанрах современного искусства. На выставке в музее «Гараж» «Без названия... (местные из неотсюда)» куратор Андрей Мизиано собрал молодых художников из Дагестана, Чечни, Армении, Грузии и Азербайджана. Почти все работы так или иначе связаны одной темой: как не потерять свои корни, не забыть традиции в эпоху глобализации. Одним из первых выставку посмотрел корреспондент «МИР 24» Борис Чесноков.
Кавказский хребет из носов вырос посреди «Гаража». Это инсталляция «Пейзаж» художницы Таус Махачевой. С 2013 года она исследует «лица кавказской национальности». Обычно понравившийся нос фотографирует и измеряет линейкой, а потом по меркам заказывает у скульптора деревянную копию. Уже собрала 55 слепков, в плане - довести коллекцию до ста для полноты пейзажа. Среди них есть и копия носа знаменитого советского поэта Расула Гамзатова - дедушки художницы.
«Начала со своей семьи, первыми появились нос дедушки, мой нос, мамин нос, папин нос. А это нос моего мужа. У него очень маленький нос, которому я завидую. Я даже сделала нос своего прадедушки с его посмертной маски. В аварском языке слово гора и нос - одно слово. Есть какие-то постоянные связи, и кавказский ландшафт - для идентичности, для самоощущения», - говорит художница Таус Махачева.
Кстати, именно Таус Мухачева вдохновила на создание выставки куратора «Гаража» - Андрея Мизиано. Он съездил к художнице в гости в Дагестан и оказалось, что на Кавказе расцветает не только миндаль, но современное искусство. На подготовку выставки ушло четыре месяца. Андрей тщательно выбирал художников, продумывал связь между экспонатами. Теперь дает советы первым зрителям, как нужно смотреть выставку.
«Я бы посоветовал людям сначала пройтись по выставке, посмотреть внимательно на каждую работу, не вникая в экспликационный материал, и накопить некую совокупность своих персональных впечатлений. Затем пройтись и прочитать текст и свести вместе впечатления от выставки», - отмечает куратор выставки Андрей Мизиано.
Пожалуй, из всех художников самый известный - Аслан Гайсумов. В своих работах он исследует влияние войны на культуру. Молодой человек сам пережил чеченские компании 1990-х и почти все его произведения основаны на этих воспоминаниях. На этот раз главной героиней своей работы сделал бабушку Заяну Зиковну. Женщина пережила депортацию чеченцев 1944 года, была реабилитирована в начале 50-х. Сама описать свои воспоминания не может - не грамотная, поэтому молча позирует внуку на фоне подвала, в котором прятались всей семьей от обстрелов, затем у недостроенного дома и возле пяти платьев - по числу сестер, которых она потеряла.
А это работы армянина Мгера Азатяна. На первый взгляд, эти кадры кажутся случайными, но на самом деле за каждым - целая философия. Подсказки на карточках. Художник затрагивает не вопросы идентификации своего народа, а исследует общечеловеческие проблемы.
Выставка - уже шестой проект площадки Project Space - это несколько квадратных метров в «Гараже», на которых показывают только молодых и талантливых художников. Выставки идут всего по месяцу, но для начинающих авторов это уже что-то.
«Понятно, что музей, чем сейчас является «Гараж», должен вписывать какие-то вещи в историю, но с другой стороны никто не отменял идею того, что все, что появляется нового, должно быть каким-то образом показано. Презентоваться им сейчас негде и поэтому мы взяли на себя такую функцию немножко не музейную, предоставив эксперементальную площадку», - рассказал директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
В следующем году «Гараж» должен переехать из временного в новое здание. Но традицию выставок начинающих художников обещают продолжить. Места, говорят, в музее хватит всем, а значит увеличится и масштаб экспериментов.