Оператор Анатолий Клян погиб под Донецком с камерой в руках
Донецк, 6 июля. В Донецкой области погиб еще один журналист - оператор Первого канала Анатолий Клян. Ему было 68 лет. Он погиб на боевом посту.
«Вам страшно? Раньше было страшно, теперь перестала бояться». Этот небольшой диалог, записанный на полу пассажирского автобуса, стал последним интервью, которое снял оператор Первого канала Анатолий Клян. Активистки одного из общественных движений решили устроить акцию около украинской воинской части. Их сопровождали несколько съемочных групп. Силовики открыли огонь на поражение. Одна из пуль попала Анатолию Кляну в живот. Он пытался снимать, но руки уже не слушались. Ему пытались помочь коллеги с канала РЕН-ТВ.
«Мы все повалились на пол. Дальше Толя сказал: «Я ранен». Я не знал, что делать, я не знал, куда попала пуля. Он только сказал: «Мне тяжело дышать», - рассказывает корреспондент канала РЕН-ТВ Виталий Ханин.
Тяжелое ранение в голову получил и водитель. Прикрывая рану рукой, он все-таки сумел вывести автобус из-под обстрела.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Журналист «МИР 24» стал свидетелем гибели коллеги с Первого канала
Анатолия Кляна пытались доставить в больницу. Но по пути туда он скончался. «Когда его стали выносить из автобуса, его последними словами были «камера-камера». В автобусе у него осталась камера», - вспоминает корреспондент Первого канала Владимир Лямин.
Анатолий Клян отдал профессии 40 лет. Впервые камеру в руки Анатолий Сергеич взял в середине 1970-х. Устроился работать в творческое объединение «Экран» и сразу пошел учиться.
Оператор Дмитрий Серебряков был учителем Кляна во ВГИКе. Дмитрий Серебряков - еще одна легенда операторского цеха, он начинал ассистентом в программе «Спокойной ночи, малыши» в 1959 году. Работал во Вьетнаме, Кампучии, Анголе, снимал зарубежные визиты Брежнева. Кляна Серебряков заприметил сразу - студент выделялся трудолюбием и любознательностью.
«Пять, пять, пять, пять, четыре», - показывает Серебряков оценки Кляна. «4 июня 1980 года он выбрал темой технического реферата «Видеокамера для хроникальных съемок». Значит, уже тогда его интересовал прогресс телевизионной съемочной техники», - отмечает оператор Дмитрий Серебряков.
В архиве ВГИКа хранится личное дело студента Кляна Анатолия Сергеевича. Учился он здесь целых 13 лет, но вуз так и не закончил. Постоянно разъезжал по командировкам. Вот справка из Гостелерадио: «Товарищ Клян присутствовать на сессии не может, поскольку находится за границей. В Португалии. Лиссабоне». На месте молодому оператору не сиделось. Так называемый паркет - съемки съездов и совещаний - он невзлюбил, ему хотелось быть в гуще событий. Первая серьезная работа - в Йемене.
«В Йемене была очень непростая обстановка, стражи исламской революции. Там он впервые понял, как вести себя за границей на Востоке. Следующая его командировка была в Португалию. Там тоже после революции Гвоздик было неспокойно. Фашисты убивали коммунистов, коммунисты фашистов, проходили постоянные демонстрации», - рассказывает главный продюсер Службы документальных фильмов телеканала «Россия» Владимир Соловьев.
Владимир Соловьев в начале 1990-х был собкором ОРТ. Тогда он и познакомился с Кляном. Вместе они объехали полмира: 9 поездок только в один Израиль во время Интифады - вооруженного восстания палестинцев в Секторе Газа, когда теракты следовали один за другим. Потом была Югославия - война, натовские бомбежки. Соловьев и Клян приехали на смену пропавшей съемочной группе.
«Сараевский аэропорт было самым опасным местом во время войны в Югославии. Американские журналисты ездили на броневиках. Мы рядом с ними только фотографировались. Мы ездили на обычном, не бронированном фольксвагене», - вспоминает главный продюсер Службы документальных фильмов телеканала «Россия» Владимир Соловьев.
Еще были многочисленные поездки в Чечню, плюс Ирак, Алжир, Сирия. В дополнение к горячим точкам и самая холодная. Анатолий Клян снимал в 2009 году фильм «Храм в Антарктиде», посвященный открытию на Южном полюсе православного храма.
Некоторые его кадры вошли в историю. Например, 1991 год, развал Союза, Михаил Горбачев возвращается на самолете из Фороса. Это видео снимал Клян.
Через работу ярко раскрылись его личные качества. Коллеги в один голос уверяют - Анатолий Сергеевич всегда был человеком открытым. Этого не изменили ни годы, ни статус мэтра.
«Лично для меня это воспоминание о радостном человеке, который приветствовал тебя с улыбкой на глазах и говорил «Привет, старик!». Он был настолько жизнерадостным позитивным. И ты подпитывался от него как от батарейки», - говорит журналист Тимур Сиразиев.
Командировка в горячую точку в 68 лет - явление уникальное. Старейшины операторского цеха говорят, что на их памяти ничего подобного не было.
«Я ушел с ОРТ, когда мне было 50 с небольшим, и перешел на другой канал на более спокойную работу. Потому что очень тяжело ездить по горячим точкам из одного места в другое. А он ездил, продолжал ездить», - отмечает оператор, преподаватель ВГИКа Александр Горчаков.
У Анатолия Кляна остались жена, двое детей и внуки. Один из них взял фамилию деда и также решил стать оператором, поступил во ВГИК.
Кляна наградили Орденом Мужества посмертно. Для тех, кто лично знал Анатолия Сергеича, - это слабое утешение. Даже бывалые военные корреспонденты, привыкшие работать в самых экстремальных условиях, с трудом сдерживали эмоции на его похоронах.