Психотерапия по-бразильски: пой, играй и танцуй
Ведущие программы телеканала «МИР» «С миру по нитке» Людмила Горчакова и Виктория Заволжская больше месяца изучали колорит бразильской жизни и убедились, что жизнь там бьется в ритме самбы.
Площадь Пелоуриньо похожа на муравейник. Кажется, весь город пришел, чтобы посмотреть на звезд игры на барабана. Оркестр «Олодум» - гордость города Салвадор. Эти барабанщики прославились на весь мир в середине 1990-х, когда снялись в клипе Майкла Джексона на песню «They dont care about us». Певца привлек не только фирменный стиль бразильских музыкантов, но и их миссия. «Олодум» борется против расовой дискриминации. Салвадор, третий по величине бразильский мегаполис – самый «черный» город страны. Когда-то португальские колонизаторы завезли сюда более двух миллионов рабов из Африки на плантации сахарного тростника. Рабство отменили в середине 19 века. Но социальное неравенство осталось.
«В конце 1970-х годов темнокожие жители Салвадора даже не могли себе позволить участвовать в карнавале, для них это было слишком дорого. Мы создали «Олодум» - карнавальный блок для всех. Мы решили бороться против дискриминации и неравенства. Мы хотели дать людям возможность найти себя в творчестве и заработать на этом, а не отправляться за заработком на улицу», - говорит солист группы «Олодум» Лазинью.
Лазинью с «Олодумом» с самого начала - то есть больше 35 лет. В свободное от концертов время он растит внуков. Их артист учит проверенной бразильской истине: когда есть проблема и ты не знаешь, как ее решить - пой, играй, танцуй. Музыка может изменить жизнь. Через школу барабанщиков «Олодум» прошли тысячи детей из бедных семей. Вместо уличных банд - они попалив банду музыкальную, так здесь называют оркестр.
«Самба, футбол и счастье» - эти слова можно было бы написать на флаге Бразилии вместо официального девиза «Порядок и прогресс». Любой, кто был в Бразилии, знает - порядок - точно не то, чем может похвастаться эта нация. Бразильцы славятся и гордятся своей неторопливостью, умением расслабляться и получать от жизни удовольствие. Они запросто отменят дела, чтобы полюбоваться красивым закатом, перенесут важную встречу, если на улице дождь, или не придут на работу, если играет любимая футбольная команда. Все это считается уважительными причинами.
«Самба - это даже не танец, не развлечение, это стиль жизни. Бразильцы ходят на самба-вечеринки несколько раз внеделю. Самба - это для нас все. Есть несколько видов самба. Например, в Рио-де-Жанейро танцуют самба «ну пе» - самба на ногах. Есть самба «дегафиэйра» - это парный танец, он популярен во всей Бразилии. В нас в Сан-Пауло этот стиль переделали в самба-рок – смесь самба и рок-н-ролла», - рассказывает преподаватель самба Карлос Сантос.
В танцевальной школе в центре Сан-Пауло занимаются студенты всех возрастов и национальностей: школьники и пенсионеры, местные жители и туристы. В Бразилии умение танцевать - это как в Европе приятные манеры и хорошая эрудиция - то есть залог успеха в обществе.
Самба в Бразилии - это не то, что самба в Европе. Здесь – это не бальный танец, знакомый лишь узкому кругу профессионалов. А самая что ни на есть народная пляска. Куда бы вы ни пошли -на семейное торжество или в ночной клуб, вы услышите этот ритм. Забудьте обо всем, что вам говорили на уроках. На самом деле, правил нет. Шагов и поворотов в самба – великое множество. Самба - продукт мультикультурный. Африканские танцы смешались с португальскими и стали визитной карточкой Бразилии.
Даже национальное боевое искусство - тоже немножко самба!
«Капоэйра появилась в 16-17 веках. Темнокожим рабам не позволяли практиковать боевые искусства - их хозяева боялись восстания. Тогда они спрятали борьбу в танец. Делали вид, что танцуют самба, а на самом деле учились драться», - поясняет профессор капоэйра Грито.
Родина капоэйра - Салвадор. Этот город не даром претендует на звание культурной столицы Бразилии. Именно здесь - лучшие в стране школы национального боевого искусства.
«Есть два совершенно разных стиля капоэйра. Капоэйра ангола - это традиционный стиль, бесконтактный бой, когда противники не могут соприкасаться. И есть капоэйра режионал - этот стиль появился в середине 20 века, он более агрессивен, в нем возможен контакт между противниками», - говорит профессор капоэйра Грито.
Грито - в боевых искусствах с 13 лет. Сейчас ему 40, и он водном шаге от высшей ступени - мастер капоэйра ангола. Базовое движение в этом традиционном стиле – «жинга». Оно очень напоминает самбу.
Танцуй как Барышников, бей как Калашников! Слоган капоэйра!
Долгое время капоэйра была запрещена, и лишь в 1930-м ее легализовали. Сейчас этим видом боя занимаются спортсмены повсему миру.
Капоэйра неотделима от музыки. Профессиональные спортсмены занимаются под сопровождение традиционныхинструментов. Причем играют и поют сами капоэйристы – они обязаны это уметь.
Одна из главных достопримечательностей Салвадора - шоу капоэйра. Ни одно шоу капоэйра не обходится без поклонения духам. Это - тоже часть культуры, завезенной в Бразилию рабами. Часть темнокожего населения страны и сегодня исповедует древнюю африканскую религию кандомбле. В ней за разные аспекты жизни отвечают разные божества Ориша. Духам не молятся, им танцуют. В Салвадоре этим ритуальным движениям может научиться любой желающий в местном культурном центре. Это не танцы в привычном понимании. Больше похоже на конвульсии, имитация религиозного транса. Именно так двигаются одержимые духами Ориша.
«В этом танце каждое движение имеет сакральный смысл. Когда вы тянетесь руками вверх, вы обращаетесь к духам неба, притягиваете хорошее из космоса. Когда наклоняетесь, обращаетесь к духам земли», - поясняет хореограф Пакито Лазеро.
У Пакито Лазеро несколько танцевальных групп и большой проект «Корпо Сейсмико» - сейсмическое тело. Он учит профессиональных танцоров не бояться выражать эмоции с помощью движений. На занятиях - артисты корчатся на полу, будто под воздействием электрического тока. Современный человек слишком многое держит в себе, говорит Пакито. Отсюда болезни и нервные срывы. Куда полезней выплеснуть все в танце - любовь и ненависть, согласие и протест, надежду и отчаяние. Не в этом ли секрет бразильского умения наслаждаться жизнью? Когда есть проблема - пой, играй, танцуй.