В Москву пришло «Время мечтать»
Москва, 28 июня. Такие разные и все-таки вместе: в Москве открылась IV Международная биеннале молодого искусства. Свои работы представили 83 художника из 32 стран мира. Инсталляция с живым попугаем, скульптуры из овечьих шкур, избушка из старых досок, а также живопись, видео-арт и перформанс, - в экспозиции есть работы на любой вкус. Куратор проекта - британец Дэвид Эллиотт в разное время возглавлял музеи современного искусства в Оксфорде, Стокгольме, Стамбуле и Токио, поэтому география биеннале так разнообразна. В экспозиции есть работы из стран СНГ: Казахстана, Беларуси и Азербайджана. Корреспондент «МИР 24» Елена Шарова побывала на открытии.
Молодые и модные превратили историческое здание Музея Москвы в актуальное пространство. Открывается выставка во всех смыслах ярко - на входе масштабное полотно из Таиланда. На первый взгляд - граффити, но на деле - настоящая живопись. Художница Юри Кенсаку и ее друг Мэй-Т Ноджинда сами точно с картинки. Они весело рассуждают о серьезном: котенок с водным пистолетом в руках - аллюзия на протесты в Таиланде, бумажные журавлики - напоминают о Хиросиме, есть тут и матрешка.
«Мы, конечно, думали и о России. У нас она ассоциируется с праздником, весельем, поэтому мы нарисовали еще и матрешку. Конечно, со смешной кошачьей мордочкой вместо лица», - говорит ассистент таиландского художника Мэй-Т Ноджинда.
Художник из Камбоджи Альберт Сэмрет пошел дальше: установил клетку с живым попугаем. Это москвич Жора, он знает слово «новости», но разговаривать на камеру отказывается - стесняется. Художник говорит, что проводит эксперимент. Вокруг птицы он развесил приемники, которые должны транслировать радиопередачи, поэтому к концу биеннале Жора должен выучить еще несколько слов.
«Изначально это должен был быть некий оазис посредине выставки, не окруженный клеткой. Ее пришлось поставить, чтобы защитить Жору от зрителей. Люди могли начать его хватать, и он бы погиб», - говорит Сэмрет.
Куратор проекта британец Дэвид Эллиотт сравнивает инсталляцию с неким «Райским Садом». Ведь только на природе можно услышать голос Творца. Дэвид - настоящий философ и романтик - биеннале проходит под лозунгом «Время мечтать».
«Меня интересовала невинность и наивность восприятия молодых людей. Считается, до 35 лет молодежь мечтает сделать мир лучше, а следующие 30-40 лет тратит на разменивание мечты на мелочи. Я хотел показать, что сегодня все иначе, и молодые люди не только мечтают, они действуют! Своими проектами меняют мир к лучшему», - считает куратор IV Московской международной биеннале молодого искусства Дэвид Эллиотт.
Несмотря на свой юный возраст, все художники размышляют о серьезном. Олег Матрохин развесил старые тряпки на потолке и стенах точно лианы. Это про то, что памятники сегодня создают не только из гранита. Рядом - работа арт-группы «RECYCLE». Из пластиковой сетки художники сделали барельеф, напоминающий древнегреческий и показывающий сцену в супермаркете: люди, одержимые желанием покупать, готовы убивать друг друга.
Одни из самых молодых участников биеннале - художники из Нижнего Новгорода - Артем Филатов и Владимир Чернышев. Им едва исполнилось за 20.
«Мы собрали около 100 квадратных метров на этот дом, мы делали это своими руками, мы ездили на машине, мы даже посетили несколько деревень, одна из которых была тем местом, где Вова провел свое детство, а другая деревня была деревней, где мой отец вообще вырос», - говорит художник Артем Филатов.
Потеря традиций и разрыв с корнями волнует и художницу из Казахстана Гульнур Мукажанову. Девушка живет в Берлине и сейчас беременна, поэтому в Москву отправила мужа-француза. Он тоже художник, но на этот раз примерил на себя образ любимой. Из точно таких же слепков сделана и скульптура - формой и цветом она должна напомнить зрителю о свадебных традициях, а вот стекающие вниз лица - символ того, как все люди в эпоху глобализации теряют «лица» и сливаются друг с другом. Скульптуры дополняют фотоколлажи - на фоне мировых столиц скульптуры Мукажановой с обнаженными девушками внутри. Это «Манкурты» - раньше в казахстанской культуре так называли рабов, которых особой пыткой лишали памяти.
«Эта скульптура тоже по форме напоминает свадебное платье. Но тут зашифровано много символов: например, форма, модная в эпоху Ренессанса, вместо головы - традиционный казахский головной убор - саукеле. Гульнур смешивает эти образы, чтобы показать, что Казахстан - страна, где до сих пор чтут традиции и место мужа и жены в семье четко разграничены», - поясняет художник из Франции Шибо Бургуа.
Художница из Беларуси Светлана Еркович снимала во Владикавказе. На фотографиях девушки, которые даже в магазин выходят при «полном параде» - вдруг, жениха встретят? Тему места женщины в традиционном обществе исследуют и художники из Азербайджана. Их работы представлены в стратегическом проекте биеннале.
«Само название этой концепции «Астар» (в переводе означает - «изнанка»), как раз говорит о том, что эта выставка и это искусство, которое здесь сегодня представлено, молодое азербайджанское искусство, немножко отличается от мэйнстримного искусства, которое находится в Азербайджане. Это, в основном, личные переживания молодых художников», - рассказывает исполнительный директор центра современного искусства YARAT Фарид Абдулаев.
На выставке представлено около 20 проектов 9 молодых художников. Замир Сулейманов собрал целую армию вентиляторов, чтобы порассуждать о товарной экспансии Китая, который берет числом, а не качеством. А работа Фархада Фарзалиева «СМС-диаграмма» - переписка со своей возлюбленной за несколько лет. Рядом поставил парту с жвачками - символ детства. Рядом его же работа – «Бабушкин словарь», на потертом ковре неоном, выведена фраза на азербайджанском, дословно: «почему ты такой худой, тебя что - дома не кормят?» Все инсталляции художника вовлекают зрителя в игру в ассоциации.
Лето в Москве выдалось не жарким, поэтому первое желание, которое вызывает инсталляция Фархада Фарзалиева, конечно же, присесть в шезлонг и насладиться видом морского побережья, почувствовать себя немного на курорте.
Но на этой биеннале мечтать не вредно. Тут можно размышлять о переменах во всем мире или в своей жизни. Главное - воспринимать с юмором даже самые откровенные и, порой, шокирующие работы.