«Манифеста 10»: сближение Востока и Запада

Источник материала:  
28.06.2014 16:32 — Новости Мира

Санкт-Петербург, 28 июня. В Петербурге всю минувшую неделю готовились к «Манифесте 10». Европейская биеннале современного искусства в 2014 году отмечает свой 20-летний юбилей. В России впервые пройдет выставка, которую называют одной из основных площадок для презентации современного искусства. По словам идеологов «Манифесты», ее основное предназначение заключается в сближении Востока и Запада. А Петербург, который всегда называли «окном в Европу», как нельзя лучше подходит для осуществления этой задачи. Основной площадкой биеннале стал Государственный Эрмитаж, но художники современного искусства появятся и в городе. До октября планируется провести серию перформансов, выставок, акций, дискуссий и экскурсий. О том, как «Манифеста» изменила Северную столицу, рассказывает корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.

«Манифеста» покажет срез современной культуры в прямом смысле слова. Экспозиция в Главном штабе начинается с инсталляции Томаса Хиршхорна дома, с упавшей стеной. Это, в понимании художника, классические петербургские квартиры. А в интерьерах - картины авангардистов Каземира Малевича и Ольги Розановой. Такой «разрушительный эксперимент» директора Эрмитажа Михаила Пиотровского заинтересовал. В том числе и потому, что сам Главный штаб до ремонта выглядел примерно также.

«Важно, насколько мы внесем в городскую среду фестивальный дух. Неважно, плохое или хорошее искусство. Современное искусство очень интересно, чтобы его смотреть», - считает Пиотровский.

Куратор «Манифесты» - один из самых влиятельных людей европейского арт-мира немец Каспер Кениг - тоже имеет свои предпочтения среди экспонатов. Назначил встречу у картины российского художника Павла Пепперштейна, которая называется «У Европы проблемы».

«Это показывает политическую ситуацию в мире. Русская матрешка, фигура мусульманина, эта девушка Европа: что происходит? Где будущее? А здесь русский конструктивизм, но в униформе», - сказал Кенинг.

В верхнем углу кто-то клыкастый с долларами в глазах, а позади китайский солдат. С одной стороны - клише, с другой - аллюзия. Официальная площадка Эрмитаж выглядит вполне традиционно в тех залах, куда, скажем, переехали импрессионисты. Но удивляет, когда в двух шагах от Анри Матисса находится зал с единственным экспонатом дверями туалета. Погибший в прошлом году Владислав Мамышев-Монро получил свой отдельный зал. Здесь в основном фотографии конца 80-х начала 90-х. История трагической любви и предательства. Кстати, Монро при жизни не хотел участвовать в биеннале, а теперь, считай, заставили.

Два зала выделили бесконечной красной полосе Отто Цитко. Она перетекает с одного полотна на другое, минуя стены. Смысл работы скрыт в самом названии «линия против линейности».

Не менее удивительный экспонат расположился во дворе Зимнего дворца: разбитая о дерево «Жигули»-«копейка». Автор Франсис Алис живет в Мексике, но хорошо знаком с советским автопромом. Копейку называет символом СССР. Художественную аварию он совершил на одной из улиц Петербурга, специально въехал в каменный парапет и сразу же попал в руки полиции.

«Полиция остановила нас, но когда мы начали объяснять ситуацию, они сначала не поверили, потом посмеялись, и все обошлось благополучно», - рассказывает художник.

От шика дворцовой архитектуры к тихой романтике коммуналок. У «Манифесты», кроме официальной, есть параллельная и публичная программы.

«Это настоящая коммуналка? Это вовсе не коммуналка. Здесь, скорее, мастерская, где в разное время жили разные художники, и где будет часть программы «Манифесты», - говорит куратор проекта Павел Арсеньев.

В течение всего фестиваля на виду у гостей здесь будут жить и творить 20 художников. По мнению авторов, это истинно петербургская история.

«Ленинград был центром для художников, поэтов, которые жили в коммуналках, которые работали в котельнях. И современное поколение, тоже предпочитает селиться коллективно, сносить неудобство ради творчества», - отмечает Арсеньев.

Пространство будет меняться, в течение времени на стенах будут появляться инсталляции и полотна, на экранах видео-арт, на полках самиздат. Но сушку белья и прочие коммунальные процессы при этом никто не отменял.

Менять пространство в промышленном масштабе будут и в музее стрит-арта. Действующий завод разрешил художникам делать все, что угодно на довольно большой территории.

«Это бывшая котельня. Мы тут прибрались, она была разрушена. И мы позвали около 60 художников, которые работают в разных техниках», - рассказывает куратор выставки Анна Нистратова.

Основной темой для росписи стен стал конфликт на Украине. Выразить свое отношение к нему решили и те, кто привык рисовать только на бумаге. К открытию «Манифесты» музей подготовит и уже известные произведения, практически иконы отечественного стрит-арта.

Один из главных объектов музея - работа «Аленка» Паши 183, который умер в прошлом году. Она была написана в 2009 и с тех пор лежала в одном из московских парков, постепенно разрушалась, ее пытались перевернуть вандалы. Переезд в Петербург для «Аленки» - настоящее спасение.

Посмотреть все, что приготовил фестиваль удастся, пожалуй, только фанатам современного искусства. Манифеста в Петербурге поселилась на 4 месяца. И каждая из многочисленных площадок все это время будет так или иначе меняться.

←Теракт в пригороде Дамаска унес жизни 18 человек

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика