Три части Ирака
Премьер Ирака Нури аль-Малики оказался в крайне непростой ситуации. С одной стороны, ему приходится противостоять суннитским радикалам, взявшим под контроль уже не менее 20 процентов территории страны. С другой — вести сложные переговоры с американцами, которые называют отставку аль-Малики условием оказания военной помощи Ираку. Вдобавок курды, формально выступающие на стороне шиитов, преследуют собственные далеко идущие цели.
Террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) ведет беспрецедентное наступление на Ирак. Эта организация является отпрыском «Аль-Кайды». Хотя лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади разорвал отношения с «Аль-Кайдой», однако не отрицает, что обе структуры преследуют одну цель: создание на Ближнем Востоке халифата, исламского теократического государства. Под ударом исламистов в последние две недели оказались важнейшие города страны, включая Мосул и Тикрит. Фактически Ирак раскололся на три части: шиитский юг, суннитский центр и курдский север.
Определить точное число радикальных суннитов, вступивших в борьбу с шиитами под знаменами ИГИЛ, крайне сложно. Их количество постоянно увеличивается за счет тех, кого группировка освобождает из тюрем в захваченных городах, и тех, кто еще недавно находился в «умеренной оппозиции» правительству. Справиться собственными силами с этой армией официальные власти Ирака уже и не мечтают.
В итоге им остается уповать на помощь со стороны Ирана (шиитское государство готово поддержать своих единоверцев в иракском правительстве) и США.
Барак Обама, гордящийся тем, что при нем иракская кампания была завершена, поспешил заверить избирателей, что вновь отправлять солдат в Ирак не станет. Однако при этом он сообщил, что, возможно, Соединенные Штаты поддержат Багдад, нанеся авиаудары по позициям ИГИЛ. Правда, как утверждают сразу два авторитетных издания — американская газета «The Wall Street Journal» и британская «The Independent», Вашингтон готов сделать это при одном условии: свой пост должен покинуть премьер Нури аль-Малики. По мнению США, именно он несет ответственность за то, что в Ираке началась новая кровопролитная война. По сведениям «The Wall Street Journal», спецслужбы давно предупреждали Обаму о том, что политика аль-Малики ведет к росту напряженности между суннитами и шиитами. При этом, утверждает газета, многие американские законодатели давно призывают Обаму прекратить поддержку иракского премьера.
Точку зрения Вашингтона разделяют власти суннитских монархий — Катара и Саудовской Аравии.
Несмотря на череду последних событий, Нури аль-Малики не намерен уходить в отставку. Его блок «Государство закона» одержал уверенную победу на прошедших в апреле выборах в Совет представителей (нижняя палата парламента), получив таким образом возможность сформировать новый кабинет министров. Однако против переизбрания аль-Малики премьером выступили представители других блоков, обвинив его в неспособности управлять государством. То, что из-за его амбиций США могут отказаться предоставить правительству военную помощь, стало для противников аль-Малики дополнительным аргументом.
На фоне происходящего насилия и дележа власти как оправдания за участие в иракской войне десятилетней давности прозвучали слова бывшего британского премьера на страницах «Financial Times». Он категорически не согласился с теми, кто считает, что свержение Саддама Хусейна стало отправной точкой нынешнего кризиса в Ираке.
«Проблемы региона — результат застарелых, глубоко коренящихся противоречий, которые под влиянием «арабской весны» вышли на поверхность в разных странах, в том числе в Египте, Ираке и Сирии. Исламисты активизируются после свержения авторитарных режимов и делают все возможное, чтобы встать на пути прогресса…» — заявил он.