Как «Мой бедный Марат» перестал быть бедным

Источник материала:  
28.05.2014 09:29 — Новости Мира

Театр «Содружество актеров Таганки» продолжает традицию режиссерских дебютов актеров. Непростая судьба: бесконечные войны за право самостоятельно творить в течение многих лет – непростой репертуар, отмечает корреспондент радио «МИР». За постановку пьесы Арбузова «Мой бедный Марат» брались многие. Владимир Базынков предлагает свое прочтение. Несмотря на то, что в спектакле задействована исключительно молодежь, выбор был осознанным, как уверяют ребята, впрочем, это и чувствуется.

Железные прутья как натянутая струна. Выживает сильнейший – основной принцип не только природы, но и военного времени. Не случайно из названия постановки исчезло слово «бедный». Марат в исполнении Павла Афонькина буквально «железный человек». Он не может и не умеет дарить нежность, он боится откровений и предпочитает уходить с гордо поднятой головой вместо того, чтобы бороться. А не трус ли он на самом деле, а? То Марат, то Леонидик пробираются сквозь натянутые струны, пытаясь найти истинный путь к высоким чувствам и нравственным идеалам, к собственной мечте и простому человеческому счастью. Как просто запутаться в самом себе, как часто человек становится заложником собственных ошибок, просто потому что скупится на эмоции.

Есть здесь и ещё одна режиссерская находка: в спектакле участвует духовой оркестр, появление которого действительно неожиданно. Жаль только, что эти ребята хоть и вышли в шинелях, но так и «не зажили» на сцене, хоть и видно было, как старались, но всё же они разрушили интимность действия, которую удалось создать героям.

Камерная обстановка малой сцены невольно провоцирует зрителя на откровенный диалог с самим собой. Жизнь троих ребят оказывается как на ладони, порой так и хочется крикнуть им: «Дурные! Освободите себя, признайтесь, откройтесь!», но разве не так происходит и с каждым из нас, когда мы заталкиваем подальше наши страсти и желания, наши откровенные признания только потому, что сами себе придумали правила, по которым стараемся жить, наступая на горло собственному сердцу, молящему «услышь»…

Прутья вместо кулис, железная пустая кровать и меловые доски – оригинальное решение. Все это наталкивает нас на определенные мысли: прутья – струны души, актеры дергают их постоянно, но так и не могут настроить; кровать-трансформер, которую как только не вертят, ассоциируется с жестокой реальностью, где как ни укладывайся – хоть стоя, хоть сидя, хоть лежа, хоть один, хоть вдвоем или втроем, а всё спать как-то неудобно; ну а меловые доски – что-то школьное, мы как ученики живем всю жизнь, сколько б ни было нам лет, пытаемся сдать экзамен и тщетно проваливаем его каждый раз, наступая на одни и те же грабли в течение всей жизни, неспешно «перетекая из класса в класс», то есть из одного этапа жизни в другой.

Интересно, что все действие словно записки Леонидика. Он то постоянно что-то нервно строчит в блокноте, то чертит даты на доске, озвучивая ремарки… Это позже мы узнаем, что он писал стихи. Впрочем, поэзия – это ведь тоже своего рода биография. Александр Алешкин сделал своего героя этаким «сумасшедшим гением». Обычный советский гражданин – сначала мальчишка, казавшийся немного чудным, позже – мужчина с тонкой душой, но расшатавшимися нервами. Зачем только вот он взял брегет? На протяжении всего спектакля он посматривает на время, напоминая (простите за такие ассоциации) кролика из «Алисы в стране чудес». Словом, эта деталь напрочь перечеркивает всё: сразу перед глазами чеховский страдалец вместо арбузовского героя. Впрочем, все остальное в этой постановке лишних мыслей не вызывает, эпоха выдержана с помощью деталей четко и переносит нас в советские времена.

Лика в исполнении Виктории Райковой – натура утонченная, чрезмерно обаятельная, но какая-то потерянная… Вот так в те времена рушились жизни и закалялись сердца. И видно, что молодые актеры пытаются быть предельно искренними, стараются, но поначалу слабо веришь в то, что действие разворачивается в 42-м, когда за окнами бомбежка, а в комнате небывалый мороз. Однако позже ребята что называется «разыграются» и зритель станет доверчивее. Мельчайшие детали довольно четко отражают эпоху, но звука в спектакле не хватает. Вроде он есть (то бомба где-то взорвется, то музыка заиграет), но всё равно постоянно думаешь: хоть бы вой вьюги услышать, по сути ведь герои тоже готовы буквально завыть, но пытаются сдержаться и жить, жить, жить - выживать. И каковы бы ни были внешние обстоятельства, человек, видно, так устроен, что всегда мыслями и чувствами возвращается в детство – счастливое, даже если была война… и удивительно то, что тогда, во времена бомбежки, герои действительно были намного счастливее, чем позже в мирное время.

«Мой бедный Марат» - материал сложный, но слишком хороший драматургически. По сути, это психологическая драма, в центре внимания - взаимоотношения трех молодых людей в разные периоды их жизни. И неважно, в каких обстоятельствах находится человек - война за окном или мирное время, квартира это или сарай, всегда найдется место чувствам, если рядом он или она. Так что, пожалуй, можно согласиться с тем, что «Мой Марат» - это нежная ностальгия современных молодых людей по чистоте чувств и отношений.

Елена Вилле

←Суд рассмотрит апелляцию на развод жены олигарха Потанина Натальи

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика