Невидимые чайна-тауны: сколько китайцев живет в Москве
Москва, 25 мая. Экономические и социальные отношения между Россией и Китаем начали складываться несколько веков назад. Достаточно вспомнить Великий шелковый путь. Именно с тех пор жители Поднебесной обратили внимание на северного соседа. В свою очередь, загадочные древние китайские традиции привлекали и россиян.
В новом веке культурные и гуманитарные связи стали крепче. Поток туристов из России в Поднебесную - один из самых массовых. Ну, а некоторые китайцы считают российскую столицу своим вторым домом. Москва китайская, какая она? Корреспондент «МИР 24» Михаил Терентьев провел всю неделю в поисках настоящего чайна-тауна.
В России чайна-тауны всегда были скрыты от посторонних глаз. Жить легально здесь китайцу почти не возможно. Вот и выкручиваются, как могут. Самое крупное поселение было на Черкизовском рынке. Жители Поднебесной обитали в подвалах. Говорят, их было до 100 тысяч. Рынок закрыли. Теперь китайские кварталы везде. Только места знать надо.
«Наибольшее количество китайцев в России были во времена экономического расцвета, перед Первой мировой войной. И, собственно, тогда официально в России был поставлен вопрос о создании чайна-таунов на Дальнем Востоке», - рассказывает заведующий отделом Китая Института востоковедения РАН Артем Кобзев.
Мало кто знает, но типично китайский пленер можно найти и в Москве, в ботаническом саду. Первый камень, впрочем, как и памятник древнему мудрецу Конфуцию, а так же ворота, которые называются Пхэймын, что в переводе означает «парадный вход», заложили шесть лет назад. Здесь хотели строить бизнес-центр с высотками жилыми зданиями, эдакий централизованный чайна-таун в российской столице. Впрочем, проект не пошел, пока здесь только пустырь. Но от идеи и реализации не отказались. Обещают, что через несколько лет здесь хоть что-то, да появится.
А появится здесь немало. Архитекторы задумали здание бизнес-центра внушительных размеров. Предполагают, что в нем разместятся флагманские компании Китая. Насчет жилья проектировщики пока не уверены, согласовывают вопрос со столичными властями. А вот насчет парка уже договорились. Здесь разобьют газоны, сады, заложат русло реки, запустят рыб.
К созданию маленького Китая в большой Москве шли долго и осторожно. Бизнес-парк «Гринвуд», что за МКАДом, конечно не чайна-таун, но выполняет вполне важную функцию. Здесь представителей иностранных компаний учат вести дела в России. Например, офис китайского автогиганта «Бриллианс». Марка мало кому известна, но свои флагманские модели они уже презентовали.
Ориентация на Россию в Китае стала, чуть ли не трендом. Партия сказала «надо», бизнесмены собрались и поехали.
Гостиница на окраине Москвы. На 33-м этаже секретное место. Здесь «караоке для своих». Как такового помещения нет, только комнаты. Закрываешься и поешь. Чтобы устроить посиделки, студенты оповещают друг друга тайным образом через специальное приложение для смартфонов.
Собираться где-то в центре, в модных местах, студенты не могут. То на компанию скинхедов нарвутся, то на полицию.
В одном из храмов с Богом говорят на китайском. Православный священник и прихожане тоже нашли общий язык. Здесь молятся те, кто прожил в Москве лет 20 и уже обрусел. Сяолан Родионова покрестилась как только вышла замуж. Супруг настоял.
«Слава Богу, мой брак родители благословили, и, к счастью мои родители тоже пришли к православию, покрестились в Китае. Моя тетя тоже православная, и наши друзья почти все, мы живем в среде православия», - говорит Сяолан.
Ну, а он живет в среде культурной России больше полувека. Знаменитый композитор Чженьгуань Дзо называет себя русским китайцем. Переехал сюда в 16-ть, выучил язык, традиции. В гости пригласил на чай. На столе китайский фарфор и деревянная сахарница под хохлому. За трапезой рассказывает, как сильно на его второй родине любят русскую классику и не только.
«Я, когда бываю на гастролях, я всегда оркестру говорю своему: мы кроме Чайковского и Штрауса будем еще и две народные китайские песни. Какие, они спрашивают. Я говорю: «Подмосковные вечера», «Ой цветет калина», это стали народные песни», - рассказывает композитор.
А еще для Китая он открыл Пушкина. Написал биографию, перевел стихи. Теперь думает, что в будущем придется повторить подобный опыт.
Появится ли в Москве настоящий чайна-таун, никто не знает. Одни выступают «за»: лучше пусть живут легально, другие «против»: слишком много их станет.
Но мало кто знает, что по официальным данным в России живет 40 тысяч китайцев. А вот русских в Китае почти полмиллиона.