Майдан сегодня: от военного лагеря до арт-центра
Киев, 25 мая. Майдан по-прежнему жив. Центр Киева отчасти сейчас под контролем сил самообороны. Корреспондент «МИР 24» Ирина Пермякова увидела, как сегодня живут люди, которые делали революцию.
Прошло полгода, а в центре столицы Украины, практически ничего не поменялось. Майдан живет своей жизнью.
Сегодня это скорее арт-центр, нежели военный лагерь. Место, к которому туристы слетаются как пчелы на мед. Харьковчанка Катя в Киеве впервые. Говорит, первым делом хотела попасть на Майдан.
Девушка говорит, что люди в военной форме ее немного смущают. Однако в общем антураже смотрятся уместно. Активисты легко идут на контакт: и чаем угостят, и быт свой покажут.
От центра города до родного дома Андрея всего несколько станций метро. В прошлом он преподаватель философии. Университетскую аудиторию сменил на военную палатку.
Активист показывает свой нехитрый быт. Печка отапливается дровами. Телевизор. Небольшой запас продуктов. Здесь же сушится и выстиранное белье. Сегодня, говорит, бойцов в их лагере можно по пальцам пересчитать.
«Сейчас все бойцы самообороны находятся на блокпостах: Одесса, Николаев, Херсон. А там только осталась стража, которая следит за порядком», - рассказывает Андрей.
А бывший предприниматель Олег на Майдане находится с ноября. На собственной шкуре испытал и взрыв гранат, свист пуль. Говорит, стоит здесь за себя и за брата.
«Мой брат руководит фирмой. А я за него стою на Майдане. Я, наверное, человек который больше всего пострадал от коррупции. Меня грабили, меня убивали, я этими властями сыт по горло. Я тут до конца», - говорит активист.
Его день начинается с пробежки по набережной. В остальное время несет службу на посту. Охраняет лагерь от правонарушителей и провокаторов.
«Кроме как воевать больше ничего не осталось. Бизнес не получился, работа в школе тоже не удалась. Я жду той власти, с которой можно работать. С которой можно создавать и созидать. Майдан проходит фазу самовоспитания. Пока не увидят просвета, никто отсюда не уйдет», - уверен Олег.
Такого же мнения секс-символ украинской революции Михаил Гаврилюк. Сегодня мужчина по-прежнему на Майдане. Хотя дома ждут жена и ребенок.
«Если бы у нас было спокойно, то мы бы собрались и пошли бы домой. Что, дома делать нечего? Но как можно усидеть, когда Украина находится в таком положении? Пока не будет мира, мы не уйдем», - заявил Гаврилюк.
Однако после февральских событий большинство активистов разъехались по домам. В самое горячее время в центре Киева и днем и ночью собиралось до 40 тысяч человек.
Сейчас же около двух тысяч. Под контролем майдановцев до сих пор несколько административных зданий: Октябрьский дворец, Украинский дом, Главпочтамт.
Медикаментами майдановцев обеспечивают волонтеры. Одна из них Иванна Согор. В феврале девушка вступила в общественное движение «Эскадроны добра». И пока свою деятельность сворачивать не собирается.
«Нужно вспомнить, почему собрался Майдан: нужно избавиться от Януковича, нужно навести порядок в стране, нужно провести полную люстрацию. Пока только один пункт выполнен. Еще нет результатов. Во всяком случае, я сама их не вижу», - признает волонтер.
Сегодня Ивана принесла в госпиталь лекарства. Деньги на них собрали простые люди.
А это кухня Майдана начинает работать с 9:00. Отведать местных изысков спешат не только активисты, живущие в палатках. Здесь могут накормить любого.
Глядя на стройные ряды самообороны, не скажешь, что в Киеве сейчас мирно.
Свою службу на посту возле Октябрьского дворца несет Анатолий. Здесь же и живет. Он бывший милиционер. Службу в органах бросил еще до революции. Занимался бизнесом. Мужчина показывает свой автобус. Вернее то, что от него осталось.
Февральские события в основном происходили на улице Институтской. Сегодня ее называют улицей «Небесной сотни» во имя тех, кто погиб от пуль снайперов. Их 106 человек. На месте гибели каждого портрет, лампадка и цветы. Их до сих пор несут киевляне, пересказывая события, которые происходили.
Майдан как явление психолог Анна Стативка начала изучать еще зимой. Уверена: жить, как прежде, теперь не получится. Говорит, революция не возникла на пустом месте. Народные волнения сравнивает с закипающей водой. Именно так, утверждает, и росло негодование общества.
«Уже по старым схемам, как бы кому-то ни хотелось, уже мы не сможем жить как общество. И в такой ситуации, когда старые правила уже не работают, а новые еще не работают. Нам нужно самим их сформировать», - считает психолог.
Пока же представители самообороны каждый день дежурят под стенами Верховной рады. Напоминают новой власти, что Майдан жив. А значит, с теми, кто делал революцию, придется считаться.