Освобожденные журналисты LifeNews: самой страшной была информационная изоляция
Москва, 25 мая. Освобожденные из украинского плена журналисты LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко рассказали подробности своего задержания в эфире телеканала.
Напомним, задержанных 18 мая под Краматорском корреспондентов освободили накануне. Из Киева они были доставлены в город Грозный, где встречались с главой Чечни Рамзаном Кадровым - представители чеченского лидера принимали участие в освобождении репортеров. А затем корреспонденты прибыли в Москву, где в редакции своего издания, не сдерживая эмоций рассказали, что же с ними произошло.
ЗАДЕРЖАНИЕ
Сидякин и Сайченко рассказали, что их задержали после того, как они отправились на съемки к аэропорту Краматорска, где была слышна стрельба. Они разговаривали с местными жителями, а затем, когда вновь начали греметь выстрелы, решили отойти подальше от населенного пункта. По словам журналистов, они не успели далеко отойти.
«На нас вылетело два БТРа, на них было много вооруженных людей, они соскочили, открыли стрельбу поверх наших голов и мы приняли решение, что если мы будем бежать, то они откроют огонь на поражение», - вспоминают репортеры.
Корреспонденты рассказали, что единственным логичным решением, которое им пришло в голову, было поднять руки вверх. «Мы начали кричать, что мы журналисты и просили на стрелять <…>. Около 12 бойцов нас окружили, положили выстрелами в воздух на землю, запихали в БТР и увезли на территорию аэродрома», - сообщили работники СМИ.
С аэродрома журналистов увезли на вертолетах, по их предположениям, в город Изюм.
«Нас разделили, нас куда-то спускали, по акустике и сменившейся температуре мы поняли, что находимся в яме», - сказали журналисты, отметив, что руки и ноги их были связаны, а на головах накинуты полиэтиленовые мешки.
ОБВИНЕНИЕ В ТЕРРОРИЗМЕ
Сидякин и Сайченко заявили, что при задержании им был подброшен ПЗРК (Переносной зенитный ракетный комплекс). По прибытии на аэродром никто не верил, что они журналисты. «Все видели лишь двух дядек с мешками на головах и ПЗРК», - заметили журналисты.
Кроме того, по словам репортеров, им показывали фотографии некоего расстрелянного автомобиля, и утверждали, что это их рук дело.
Из «ямы» журналистов несколько раз выводили на допросы, где всячески уговаривали сознаться в причастности к террористической детальности. По их словам, даже был проведен специальный тест, который показывает, был ли на руках порох.
«Мазали руки для теста на порох, но ничего не нашли и это их разозлило», - сказали журналисты.
ДОПРОСЫ В КИЕВЕ
В подземелье журналисты, по их оценке, провели до утра следующего дня. Затем их посадили в некие тесные железные коробки и везли на машине около 10 часов. Мешков и наручников с них, между тем, не снимали. Репортеры по разговорам конвоиров поняли, что их привезли в Киев. «Долго звонили, выясняли дрогу, мы поняли, что нас доставили в штаб Минобороны», - отметили Сидякин и Сайченко. Там журналисты и провели остаток своего заключения.
В Киеве журналистов допрашивали следователи СБУ. Следователи все дни пытались вытащить из них показания о том, что они являются чеченским спецназовцами.
«Мы всю неделю пытались доказать, что мы не чеченский спецназ», - заявили репортеры.
Под конец Сидякин и Сайченко подписали бумаги, что действительно являются журналистами. «Мы подписали бумажку, что мы журналисты канала LifeNews в рамках своей профессиональной деятельности обязуемся не оказывать вреда Украине и ее народу», - рассказывают бывшие пленники.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
Журналисты были освобождены на седьмой день. По их словам, в комнату вошло восемь хорошо экипированных людей с оружием, на них опять надели мешки и наручники. Репортеры решили, будто бы их везут в СИЗО, но все вышло иначе.
Сидякина и Сайченко посадили в разные машины и долго, в течение 15-20 минут, возили по городу. «Потом нас высадили и пересадили уже вместе. Затем опять долго возили и снова вывели, в последней машине мы ехали еще дольше», - рассказали журналисты.
Находясь в третьей машине, корреспонденты услышали, что люди вокруг них разговаривают на чеченском.
«Мы подумали, что в СБУ есть отдел, работающий с чеченцами, думали, нас везут к ним», - отметили Сидякин и Сайченко.
Когда машина остановилась, с журналистов сняли наручники и мешки, тогда они поняли, что оказались в аэропорту. Находящиеся с ними люди сказали – «вы почти на родине, вы под защитой Рамзана Кадырова».
О том, каким образом журналистов освобождали и был ли за них заплачен какой-либо выкуп, они не знают. Также их не посвятили в другие подробности операции по освобождению.
Самым страшным, как признались Олег Сидякин и Марат Сайченко, для них была информационная изоляция. «Нам говорили, что про нас забыли, и не спасут», - отметили журналисты, поблагодарив всех, кто был небезразличен, верил и принимал участие в их спасении.