«Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций: эпатаж и шокирующий юмор
Москва, 17 мая. Одно из главных событий фестиваля искусств «Черешневый лес» - премьера в Театре Наций. Режиссер Константин Богомолов поставил спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль» по средневековому роману Франсуа Рабле. Любитель смелых экспериментов и неожиданного, порой шокирующего юмора Богомолов на этот раз снова эпатирует публику - монологи со сцены произносят даже «продукты жизнедеятельности».
Режиссер Константин Богомолов поселил средневековых великанов в советский дом престарелых. В его версии Гаргантюа и Пантагрюэль» одеты по моде 1930-1940-х годов, играют в игрушки из 1970-х и исполняют попсу из 1990-х. Живут и умирают обязательно с музыкой, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Шарова.
Как обычно Богомолов с первоисточником церемониться не стал - текст французского писателя Франсуа Рабле беспощадно «порезал». Из полуторатысяч страниц романа оставил около 60 - критику церкви и государства без сожаления вычеркнул, акцентировал внимание на физиологии человека.
«Когда стали работать над постановкой, вдруг обнаружилось, что мы не можем существовать в той раблезианской стихии. Там тело - это твой естественный спутник жизни. Все, что тело производит и в себя впитывает, - это естественный спутник жизни. В нем нет стыда. Перед телом нет испуга», - отметил Богомолов.
Чем заниматься старикам на досуге? Конечно, вспоминать былое. Истории великана Пантагрюэля выслушивает его лучший друг - Панург. Парочку сыграли Виктор Вержбицкий и Сергей Чонишвили.
Герои то и дело говорят о своих биологических процессах, иногда на сцене появляются и сами предметы этих обсуждений, которым, кажется, и право слова редко кто дает. Но не в постановке театрального радикала Богомолова.
Актеры Александра Ребенок и Павел Чинарев в разных составах играют одного из таких «непривычных» героев - какашку.
«Мы играем жизнь. Наши два главных героя - это путешествие, а мы есть жизнь, сквозь которую они проходят и приходят к тому, к чему все двигаются. Каждый движется к своей цели», - сказала актриса Александра Ребенок.
В каждой постановке у Богомолова примерно один и тот же актерский состав. Анна Галинова уже в четвертый раз работает с режиссером. Но эта постановка сильно отличается от предыдущих, поскольку спектакль придумывали прямо на репетициях.
«Спектакль рождался на репетиции. Раньше Костя (режиссер Константин Богомолов) приходил уже с готовым спектаклем в голове, а здесь это был действительно очень живой и сложный для актеров процесс, потому что ты не знал, что дальше», - рассказала Галинова.
Оформлением сцены занималась постоянная соратница режиссера - художница Лариса Ломакина. Между репетициями она сама расставляет реквизит, чтобы ничего не перепутали. По ее словам, красные стены, старая советская мебель должны вызывать у зрителя ассоциации с детством, ненавязчиво погружать в собственные воспоминания. Подходящие предметы Ломакина искала на блошиных рынках.
«Стол у нас, к сожалению, не является антикварным. Стулья, шкаф, сервант - антиквариат. Это абсолютный стереотип того, что у нас всплывает в воображении. Это наше советское представление о том, как это было», - сказала художник.
Шокирующие монологи и российская попса складываются у Константина Богомолова в уморительно смешной и в тоже время филососфский спектакль. Все театральные критики уже внесли постановку в список главных премьер сезона, а те, кто успел побывать на спектакле, уже ждут новую работу режиссера. В прошлом декабре Богомолов покинул МХТ имени Чехова и теперь в качестве приглашенного постановщика занимается «Борисом Годуновым» в Ленкоме.