«Венера в мехах»: от Захера-Мазоха до Романа Полански
«Бог наказал его, отдав в руки женщины» (с) Леопольд фон Захер-Мазох
«Венера в мехах» - это прочтение классиком европейского кино Романом Полански повести Леопольда фон Захера-Мазоха - австрийского писателя, чье имя дало название сексуальной патологии «мазохизм». Это понятие в 1886 году ввел психиатр и невролог Рихард фон Крафт-Эбинг.
Мазох написал "Венеру в мехах" в 1869 году, по тем временам повесть была более чем смелой. Сначала ее опубликовали в журнале, а затем произведение вошло в первый том цикла Захера-Мазоха «Наследие Каина». Особой художественной ценности язык писателя не несет, однако сюжет затронул глубинные уровни человеческих взаимоотношений - наверное, поэтому повесть продолжает интерпретироваться и жить в искусстве: ее экранизировали более шести раз.
«Венера в мехах» рассказывает историю Григория Северина и Ванды фон Дунаевой, чья любовь сгорает в отношениях «госпожа - раб». Северин находит в Ванде идеал своих фантазий и просит ее взять на себя роль жестокой богини. По его настоянию пара письменно заключает договор о том, что Ванда вправе мучить и даже убить своего раба. Героине чуждо причинять боль любимому человеку, и однажды она решает «излечить» Северина по методу «клин клином». Она находит себе любовника и заставляет Северина устраивать их встречи, однако катарсис наступает после слишком унизительного избиения Северина любовником Ванды... Прототипом героини стала жена Захера Мазоха Аврора фон Рюмслин.
Леопольд фон Захер-Мазох и Аврора Фон Рюмслин
Сняв ряд громких фильмов, среди которых «Девятые врата», «Пианист» и «Ребенок Розмари», Полански, похоже, окончательно перешел в камерный формат – все-таки 80 лет дают о себе знать. Действие «Венеры в мехах» статично, режиссер сосредоточен на актерской игре и взаимоотношениях людей, анатомируя и рассматривая их под микроскопом. Это фильм-пьеса, театр двух актеров. В подобной стилистике была создана и предыдущая работа режиссера - драма «Резня».
Роман Полански
Герои «Венеры в мехах» Поланского - режиссер Тома (Матье Амальрик), задумавший поставить пьесу «Венера в мехах», и претендентка на главную роль - Ванда (Эмманюэль Сенье). Актриса опаздывает на пробы и появляется в полутемном театре в самом жалком виде - стареющая женщина с неудавшейся карьерой, с ворохом пакетов и в дешевой одежде. По дороге она попадает под дождь и в итоге напоминает побитого воробья.
В течение фильма мы наблюдаем удивительную трансформацию: манипулируя режиссером своей непосредственностью, Ванда быстро забирает инициативу в свои руки, и песочные часы переворачиваются. Актриса поражает Тома прекрасной игрой, и вскоре он уже покорен и готов целовать ей ноги. Правда в том, что Ванде не приходится играть, ее персонаж отражает ее сущность, и ей всего лишь остается снять маску вульгарной, постоянно жующей жвачку простушки.
Кадр из фильма Романа Полански "Венера в мехах", 2013 год