Эксперт: Донецкая и Луганская области сильно зависят от соседних территорий

Источник материала:  
12.05.2014 19:21 — Новости Мира

Абсолютное большинство жителей Донецкой и Луганской областей проголосовали за независимость. Таковы предварительные итоги проведенных накануне референдумов. Результатов голосования на юго-востоке официальный Киев признавать не собирается. В легитимности им отказывают США, Великобритания, Франция и Япония. Остальные страны, включая Россию, свою позицию еще не озвучили. Директор Института политических исследований Григорий Добромелов в интервью «МИР 24» рассказал, что ждет Украину дальше.

Можно ли говорить о том, что на Украине состоялся еще один Майдан - уже восточный?

Нет, это было бы не совсем корректно говорить, поскольку все-таки майдан имел особую специфическую, нехарактерную для других политических форм структуру, это, по сути, был некий пчелиный улей, у которого была очень четкая самоорганизация, серьезный интеллектуальный штаб. Сама структура народного доверия, которая создавалась на майдане, и сам механизм принятия решений, отличался и отличается от того, что мы видим сейчас на востоке. Главное отличие востока и майдана – самоорганизованность процессов, на востоке эти процессы более централизованно управляемы. Второе – майдан по своей природе был мирный, это было мирное стояние. Все провокации, которые происходили на майдане, были именно провокациями боевиков, например, «Правого сектора». На Востоке мы видим очень четкий вооруженный акцент всех событий, которые происходят и, во многом благодаря этому вооруженному акценту, мы наблюдаем те результаты референдума, которые мы имеем.

Вы считаете сам референдум и его результаты легитимными?

Результаты референдума несколько удивляют. Здесь сказывается фактор жесткого противостояния и той крови, которая пролилась. Если бы подобный референдум проходил еще месяц назад, активность была бы гораздо ниже. Абсолютно понятно, что большинство граждан Донецкой и Луганской области не задумывались ни о какой независимости. Но тогда, когда лилась кровь, тогда, когда Киев, несмотря на все увещевания с разных сторон, продолжает называть жителей юго-востока террористами, то, безусловно, обычные мирные жители, которые живут в Донецкой и Луганской области, больше не хотят жить в этом государстве.

Почему, на ваш взгляд, жители Юго-Востока все-таки пошли на самоопределение, несмотря на рекомендации Владимира Путина перенести проведение референдумов?

Владимир Путин как ответственный руководитель не может допустить втягивания России в вооруженное противостояние, поэтому его высказывания должны были в первую очередь охладить горячие головы, показать, что РФ не собирается вводить войска на территорию Украины и, вообще, Россия не заинтересована в отделении Донецкой и Луганской области от Украины, а уж тем более, ее присоединения к России.

У РФ было несколько четких задач: в первую очередь необходимо было переключить внимание от Крыма, «поднять ставки» - чтобы позиция по Крыму служила некой разменной монетой: по Крыму ситуация закрыта, давайте теперь обсуждать Юго-Восток. Вторая: создать нынешнему нелегитимному руководству Киева максимальное количество проблем и забот. Это дело чести. Также России было необходимо ответить на все выпады киевских властей. Третье: сейчас у Москвы нет «своего» кандидата, или пророссийского кандидата в президентском пуле. Поэтому для России выборы 25 мая – это проигрышные выборы при любом стечении обстоятельств и поэтому России было выгодно перенести эти выборы, чтобы к осени подготовить кандидата, с которым хотя бы можно было вести диалог. Когда в России поняли, что выборы 25 мая ничуть не легитимизируют киевский режим, то в принципе, дальше накалять обстановку на Юго-Юостоке не было никакой необходимости.

Жители Донецкой и Луганской областей определились со своим выбором. Что дальше?

Не все жители Донецкой и Луганской областей определились со своим выбором. Это все-таки не абсолютное большинство. Во-вторых, под дулами автоматов очень трудно проводить любой референдум. При этом есть определенная доля лукавства у Запада, который не признает происходящее на Украине, но признает косовский инцидент, который тоже проводился под дулами автоматов.

Понятна и позиция России, которая будет скорее благосклонна к этому референдуму. Но здесь существуют как минимум три пути. Первый - это самый правильный путь – путь диалога. Все стороны должны сеть за стол переговоров. Киев должен признать Юго-Восток стороной переговоров, чего до сих пор не было научиться слышать не только самого себя и не только своих западных союзников. Нужны переговоры, круглый стол, необходимо обсуждать жизнь после всех этих событий, поскольку точка взаимоотношений России и Украины близится к абсолютному нулю. Надо понимать, что это неестественное положение для двух народов.

Россия не может смириться с этим, какие бы политические обстоятельства сейчас ни складывались. Нужно думать о том, что это братские народы и нужно садиться и договариваться. Второй путь похож на приднестровский вариант: ни мира, ни войны. Когда, с одной стороны, Украина и Запад не будут признавать Донецкую и Луганскую области в качестве независимых, как не признается сейчас Приднестровье, с другой стороны – ряд таких же непризнанных государств, а, возможно, и Россия признают их как независимую территорию. Конфликт будет заморожен на какое-то время. Третья: продолжение кровавого конфликта, его радикализация.

Как вы думаете, признает ли Владимир Путин референдумы? И от чего будет зависеть его решение?

Думаю, что Путин не тот человек, который резко меняет свой курс и меняет линию поведения, и не тот человек, который готов смириться с тем, что к его советам не прислушались. Хотя то, что его не послушались, это хорошо. Это показывает, что мы не управляем Юго-Востоком, он сам принимает решения. Президент вряд ли явно поддержит референдум, но и не займет позицию, которую занимает Запад, заявляя о том, что данный референдум абсолютно нелегитимен.

Смогут ли эти регионы существовать как независимые государства, и за счет чего?

Квазигосударственных образований в мире, которые существуют за счет странной политической игры, очень много, несмотря на то, что они являются экономически и промышленно развитыми регионами.

Есть много тонкостей, которые связаны с тем, что, как и любой регион, интегрированный в государство, Донецкая и Луганская области очень сильны коммуникациями: и водоснабжением и электроснабжением, и транспортным снабжением. Они сильно интегрированы и очень зависят от соседних территорий. Для жителей этих регионов жить в условиях блокады – плохой вариант, даже в условиях какой-то помощи со стороны России и стран, поддержавших референдум, будет достаточно сложно.

Здесь следует помнить про позицию самого авторитетного человека в этом регионе – Рената Ахметова, чей бизнес связан с водными ресурсами, и тех, которые находятся в Донецкой и в Луганской областях, не хватит. Это показывает, что автономия этих регионов – сложный вариант. Эти регионы будут привязаны к какой-то гуманитарной помощи.

←СМИ: Число жертв взрыва дома в Николаеве возросло до трех человек

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика