Руководитель Театра. doc Михаил Угаров: власть боится реальности
Москва, 10 мая. На этой неделе президент России Владимир Путин подписал закон о запрете использования нецензурной лексики в теле- и радиоэфире, кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства, то есть в театре. Документ вступит в силу 1 июля. В последнем случае это серьезным образом скажется на репертуаре, а потому в ближайшие два месяца режиссерам предстоит кропотливая работа по смягчению текста спектаклей. Подавляющее большинство режиссеров и худруков без лишних разговоров взялись за дело, но только не руководитель Театра.doc Михаил Угаров. Один из самых ревностных последователей новой драмы и реалистичного, даже документального театра, считает, что этот запрет ни к чему хорошему не приведет. Более того, нововведение может привести к юридическому конфликту. Михаил Угаров рассказал «МИР 24», как собирается бороться с неугодным законом, а также подробнее объяснил, почему современный театр без мата никуда.
Михаил Юрьевич, всего несколько дней прошло с тех пор, как законопроект о запрете нецензурной лексики в СМИ, кино и в действиях, которые происходят на публике, стал уже законом. После того, как президент Владимир Путин подписал его. Он вступает в силу с первого июля. Этот закон ударит по вам больше всего. Каким образом вы будете выходить из этой ситуации?
М.У.: Вы правы, да. Этот театр наиболее уязвим в каком-то смысле, но не потому, что мы так любим ругаться матом, а потому что мы занимаемся реальностью. Чего больше всего ненавидит наша власть - это реальность. Они любят нашу историю до смерти, они любят наше будущее, особенно во времена социализма. И не дай Бог обратить внимание на здесь-сейчас - реальность. Так что это закон против реальности. Закон комический, по моему восприятию. Потому что, во-первых, там правовые противоречия. Он противоречит закону об авторском праве, где сказано, что никто не имеет право менять текст автора. То есть я, как художественный руководитель театра, не имею право изменить в пьесе ни слова. Не сказано о главенстве одного закона над другим. Более того, юридически введены возрастные ограничения – «+18», «+16», предупреждается в программках: «ненормативная лексика». И если уж я так не переношу, моя душа так не переносит сквернословия, то что ж я пойду-то на этот спектакль? Поэтому я не понимаю. А как бороться с этим? Да никак. Потому что русский язык победит. Возникнут претензии, будем оспаривать в судебном порядке. Потому что, по-хорошему, их нужно оспаривать в Конституционном суде. Я не понимаю, чем Дума думает. Видимо, ничем.
Компромиссы есть, особенно, когда речь идет о современных драматургах, которые здравствуют и с которыми можно договориться, чтобы их произведения не оказывались в столе, а чтобы они шли на сцене. У вас какие-то переговоры ожидаются с авторами, которых вы ставите?
М.У.: Нет. А почему я должен манипулировать автором?
Стоит ли овчинка выделки? Сначала, штраф, потом большой штраф, потом вас закроют.
М.У.: Ну, не закроют - лишат лицензии. На три месяца. Вы знаете, бороться нужно, даже если ты понимаешь, что ты в проигрыше. Да, мы понесем потери какие-то, существенные, и моральные. Но если мы сейчас ляжем под этой идиотский закон, моральные потери будут в три раза больше.
Михаил Угаров родился 23 января 1956 года в Архангельске. Учился в Литературном институте им. Горького, но не окончил его. В 1990 году стал лауреатом фестиваля молодой драматургии Союза театральных деятелей СССР.
Впервые на московской сцене пьесу Угарова «Голуби» в 1989 году поставил Владимир Мирзоев. Пьесой «Зеленые щеки апреля» заинтересовался Олег Ефремов, но не успел поставить, он же заказал Угарову пьесу про Обломова.
Пьеса «Смерть Ильи Ильича» была поставлена в МХТ спектакль "Облом off" был признан «гвоздем сезона» 2003 года.
Михаил Угаров выступил как сооснователь и вдохновитель фестиваля молодой драматургии «Любимовка» . С 2002 года сооснователь и художественный руководитель «Театра.doc», где он поставил спектакли «Война молдаван за картонную коробку», «Час восемнадцать» и другие.
С 2009 года ведет образовательный курс по документальному театру и кино вместе с Мариной Разбежкиной. Сейчас Михаил Угаров работает над фильмом «Братья Ч».