Академия Каррара привезла в Пушкинский музей шедевры Возрождения

Источник материала:  
03.05.2014 19:33 — Новости Мира

Москва, 3 мая. Великие живописцы Ренессанса добрались до Москвы. В Пушкинский музей привезли шедевры Боттичелли, Пизанелло, Перуджино и Лотто. Всего выставлено около 60-ти картин из коллекции музея Академии Каррара в итальянском Бергамо, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Михаил Терентьев.

Эту выставку ждали целых шесть лет. И дождались – когда Академия Каррара закрылась на реконструкцию. Шедевры из его собрания - работы мастеров эпохи Ренессанса - отправились в мировые гастроли. Итальянцы и Пушкинский музей долго согласовывали список картин. Ведь эти полотна мастеров кватроченто, то есть раннего Возрождения, написаны на досках, а не на холстах, и требуют особых условий перевозки и хранения. В Москву их доставили в специальных капсулах с температурным режимом.

«Есть картины, которые требуют специального климатического режима, первый раз мы увидели, что так необыкновенно перевозят картины, когда нам привозили в 1974 году Джоконду Леонардо Да Винчи. Тогда все эти климатические и прочие устройства присутствовали, и более того - если бы, не дай Бог, самолет упал над океаном, то ящик бы не утонул», - поясняет президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

Полотна развешаны таким образом, что даже человек далекий от истории искусств сможет проследить развитие живописной манеры. Начинать осмотр экспозиции кураторы советуют с этого полотна Антонио Пизанелло 1441 года. Портрет герцога Лионелло дЭсте можно считать первой вехой начала Возрождения. Тут еще темный однотонный фон, украшенный романтическими розами, как дань уже выходящей из моды готике. В то же время - живое, наполненное эмоциями лицо.

В полотне Витторе Карпаччо «Рождество Богородицы» уже можно увидеть все приметы гуманистической эпохи. Библейский сюжет написан в духе времени: на первом плане всегда человек, личность. Святые изображены в образах знатных венецианцев, в композиции картины появляется перспектива и множество бытовых подробностей. Например, кролики в центре полотна символизируют плодородие и многочисленное потомство в семье, на переднем плане - кормилица Марии, протягивает руку к корыту, чтобы проверить температуру воды для купания, на заднем - служанки стирают белье.

«Действие картины перенесено в богатый дом знатной венецианской семьи того времени, чтобы зритель мог убедиться - библейские события были на самом деле. Сочетания сакрального и мирского в полотне подчеркивают дух эпохи гуманизма, попытку сделать более человечными, понятными мистические события», - говорит куратор выставки, директор Академии Каррара Джованни Валагусса.

Впервые в Москву привезли и полотна Сандро Боттичелли. В самом масштабном – «Истории святой Виргинии» - четыре эпизода. В левом углу изображено похищение сладострастным старцем юной римлянки Виргинии, в центре - несправедливый суд, который оправдывает похитителя и решает, что девушка должна остаться рабыней своего мучителя. Справа - отец римлянки, простой солдат, убивает дочь в знак протеста и поднимает однополчан на восстание.

«Эту картину Боттичелли заказали как свадебный подарок, главной ее темой стала женская добродетель. Но в полотне отразилась и историческая эпоха. Это конец 15 века, тогда произошло восстание во Флоренции, откуда изгнали семейство Медичи», - поясняет куратор выставки, директор Академии Каррара Джованни Валагусса.

В последнем зале - шедевры Высокого Возрождения. Тут сразу четыре полотна Лоренцо Лотто. Среди них - знаменитое «Мистическое обручение Святой Екатерины» 1523 года. Часть полотна утрачена. В 16 веке во время войны Италии и Франции кусок картины вырезали неизвестные. С тех пор его так и не нашли. Рядом с Лоренцо Лотто - портреты кисти Джованни Марони. Директор Пушкинского Марина Лошак говорит, влюбилась в этого мастера.

«Для меня абсолютным открытием был Джованни Марони, я очень плохо знала этого мастера и впервые увидела его в таком разнообразии. Меня все время ведет к нему, я все больше и больше погружаюсь в этот чудесный мир абсолютно сосредоточенного сознания, чувства собственного достоинства, какого-то особого ощущения, которое находится внутри человека. Все эти портреты несут это состояние. Я уже не говорю о потрясающем колорите», - говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Выставка уже побывала в Австралии, Америке, Бельгии и Франции. В Москве турне завершается. В Пушкинском говорят, готовы к гигантским очередям, ведь увидеть эти сокровища мирового искусства можно будет только в итальянском Бергамо. Вряд ли руководство Академии Каррара еще раз решится повторить путешествие шедевров.

←Тимошенко назвала сожжение Дома профсоюзов его защитой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика